Тема сегодняшнего круглого стола — «Архитектурное освещение: магия света и искусство выбора». Как развивается сегодня это направление светотехники и что будет происходить с ним в ближайшие годы, на что обратить внимание и каковы перспективы? Об этом мы говорим с нашими экспертами — директором по развитию компании LEDNIK Андреем Толстиковым и генеральным директором ООО «ЗАВОД-ЛЕНСВЕТ» Александром Алтуниным.
– Какие современные тенденции в архитектурном освещении наиболее ярко проявились в последние годы?
Андрей Толстиков: В настоящий момент рынок насыщен технологиями, позволяющими создавать световые сцены любой сложности, но также параллельно растет давление со стороны нормативов, касающихся применения этих технологий.
На мой взгляд, основная тенденция в архитектурном освещении, которая проявляется в последние годы, – это минимализм и архитектурная интеграция освещения. Уменьшаются как сами приборы, так и их видимость на фасаде, чтобы подчеркнуть эстетическую сторону внешнего облика здания, сделав акцент на форме и текстуре объекта, а не на самом светильнике.
Также чаще появляются проекты с DMX/RDM‑управлением для реализации динамичных световых эффектов на фасадах зданий, в том числе с изменяемой цветовой температурой. Если раньше DMX в основном применяли для управления многоцветными эффектами, то сейчас встречаются проекты на DMX с монохромным светом.
Еще одна тенденция последних лет – это развитие всевозможного мэппинга: как суперсложные проекты для подсветки памятников или фасадов совместно с классическим освещением, так и классическое применение для трансляции различной информации (исторической, праздничной).
Александр Алтунин: В последние годы мы наблюдаем фундаментальный сдвиг: архитектурное освещение перестало быть утилитарной функцией и превратилось в междисциплинарную область на стыке благополучия человека, интеллектуальных технологий и экологической ответственности. Происходит переход от простого освещения пространств к созданию и управлению человеческим опытом. Ключевые тенденции можно сгруппировать в три
основных направления.
1. Фокус на человеке: человекоориентированное (HCL) и биофильное освещение. Это доминирующий тренд. HCL (Human-Centric Lighting) – это подход, который использует свет для поддержки биологии человека, в частности для синхронизации циркадных
ритмов. Системы на базе технологии Tunable-White динамически изменяют цветовую температуру и интенсивность света в течение дня: холодный, бодрящий свет утром и теплый, расслабляющий – вечером.
2. Это напрямую влияет на здоровье, продуктивность и настроение, что делает HCL стандартом в коммерческой недвижимости.
Биофильный дизайн дополняет этот подход, интегрируя в светильники природные материалы (дерево, камень, ротанг, бетон и прочее) и органические, скульптурные формы, воссоздавая связь человека с природой в искусственной среде.
3. Интеллектуализация и динамика: умные системы и медиафасады. Освещение становится центральной нервной системой здания. Конвергенция Интернета вещей (IoT) и искусственного интеллекта (AI) позволяет создавать адаптивные, предиктивные световые системы. Датчики собирают данные об использовании пространства, а AI анализирует их для оптимизации освещения, предсказывая потребности пользователей и интегрируясь с другими системами здания. Это не только повышает энергоэффективность до 80%, но и генерирует ценные данные об использовании объекта. На фасадах эта тенденция проявляется в виде динамических «медиафасадов», которые с помощью программируемых светодиодов и протоколов управления (DMX, DALI) превращают архитектуру в коммуникативное и художественное полотно.
К примеру, мы уже разрабатыва- ем предиктивный прожектор, который будет предугадывать появление объекта – но пока не скажем для чего, так как это новая разработка.
4. Эстетика комфорта: теплый, многоуровневый и акцентный свет. Произошел решительный отказ от холодного, равномерного освещения. Современные проекты используют многоуровневый подход, сочетая общее (ambient), рабочее (task) и акцентное (accent) освещение для создания глубины, визуальной иерархии и эмоционального комфорта. Общаясь с выпускниками-светодизайнерами «МАРШа», уже можно понять, что сейчас предпочтение отдается теплой цветовой температуре (2700K‑3000K) и технологии dim-to-warm, которая приглушает свет, делая его теплее, имитируя уютное свечение ламп накаливания.
– На что в первую очередь стоит обращать внимание при выборе светового оборудования для подсветки фасадов и объектов архитектуры?
Андрей Толстиков: Интересный вопрос. Я думаю, в первую очередь важна репутация подрядчика, и нужно выАрхитектурное бирать компанию, которая имеет опыт схожих с вашим проектов, особенно если это ОКН, например, смотреть на наличие у компании не только СРО, но и лицензии на работу с ОКН как на проектирование, так и на монтаж. Выбрать проекты, которые работают уже сколько-то лет, для того чтобы можно было посмотреть, как и что может получиться у вас.
Следующий шаг – это, наверное, выбор художественной концепции, потому что, прежде чем предъявлять какие-то требования к приборам, нужно разобраться, что и зачем мы подсвечиваем, а потом – какие приборы нужны.
Еще важный момент в реализации – это «одни руки», так чтобы те, кто рисовал концепцию, могли ее сами реализовать (монтаж, юстировка, пусконаладка).
А что касается оборудования, то есть основные характеристики, которые важны для всего оборудования, такие как герметичность (IP), качество линз, цветовая температура, соответствие заявленным характеристикам в целом, есть внешний вид, вариативность кронштейнов, возможность доработки конкретно под ваш проект.
Так же как и во всех светодиодных светильниках, в архитектурных важен драйвер; вне зависимости от того, встроенные они в светильник или выносные, это основа работоспособности системы.
Александр Алтунин: Выбор оборудования – это всегда баланс между техническими характеристиками, эстетикой и долгосрочной надежностью. Вот ключевые критерии, на которые стоит опираться:
1. Долговечность и стойкость к внешним воздействиям. Это базовое требование. Обращайте внимание на:
• Рейтинги IP (защита от проникновения) и IK (ударопрочность). Они определяют, насколько светильник защищен от пыли, влаги и механических повреждений.
• Материалы корпуса. Для агрессивных городских или прибрежных сред критически важен выбор коррозионностойких материалов, например морского алюминия.
• Наверное, самое главное: ищите подтвержденное производство в России, наши предприятия выпускают качественный и трендовый продукт. Да, не все, да, сложно выбрать производителя, но так вы будете более уверенными
в качестве произведенных светильников (вопрос «как» остается за кадром).
2. Оптические характеристики и светораспределение. Это определяет художественный результат.
• Тип освещения. Фундаментальное решение – выбор между скользящим (grazing) и заливающим (washing) светом. Скользящий свет (источник близко к поверхности) идеально подчеркивает текстуру материала (кирпич, камень), создавая игру света и тени. Заливающий свет (источник на удалении) обеспечивает равномерное освещение больших плоскостей.
• Показатели BUG (Backlight, Uplight, Glare). Этот рейтинг показывает, сколько света уходит назад, вверх и создает слепящий эффект. Для минимизации светового загрязнения выбирайте светильники с низкими показателями BUG.
3.Качество цветопередачи: переход от CRI к TM‑30. Это уже как бы маркер профессионализма, но он не скоро придет на наш рынок. Традиционный индекс CRI устарел и недостаточен для оценки светодиодов, так как измеряет точность лишь по восьми пастельным цветам. Современный стандарт ANSI/IES TM‑30 – это комплексная система, которая дает полную картину:
• Rf (Fidelity Index): более точный аналог CRI, измеряет точность по 99 цветовым образцам.
• Rg (Gamut Index): показывает насыщенность цветов. Rg>100 означает, что цвета выглядят более яркими и насыщенными.
• Векторный график: наглядно показывает, какие именно оттенки искажаются или становятся более насыщенными.
Владение TM‑30 позволяет не просто «точно» передать цвет, а управлять его восприятием – например, сделать кирпичный фасад более сочным и теплым, выбрав источник с нужным показателем Rg и сдвигом в красной зоне на векторном графике.
4. Интеграция и управляемость. Светильник эффективен настолько, насколько гибка система управления. Убедитесь в полной совместимости оборудования с выбранным протоколом (DALI, DMX, Artnet, KNX) и центральной системой управления зданием. Мы часто с эти боремся, но, думаю, скоро кто-нибудь изобретет некий хаб для всех систем управления.
– Какие ошибки чаще всего допускают при проектировании архитектурного освещения, особенно в городской среде?
Андрей Толстиков: Я думаю, основная ошибка при проектировании архитектурного освещения в городской среде – это игнорирование контекста, когда создается слишком яркая точка, выпадающая из окружения, производящая
световой шум.
Также часто подсветка начинает спорить с архитектурой, что, на мой взгляд, недопустимо, например, когда свет скрывает детали или, наоборот, подсвечивает ненужное. Часто игнорируется фактура материалов и цвет отделки.
Ну и, конечно, до сих пор встречаются такие вещи, как непопадание в цветовую температуру, пересвет или неправильный выбор как оптики, так и светильника в целом.
Александр Алтунин: Наиболее распространенные ошибки носят как технический, так и организационный характер. Их можно свести к четырем основным просчетам.
1. Процедурная ошибка: освещение как запоздалая мысль. Это самая критическая и частая ошибка. Когда светодизайн рассматривается как финальный штрих, а не как неотъемлемая часть архитектурной концепции, это неизбежно ведет к компромиссам, дорогостоящим переделкам, проблемам с прокладкой кабелей и плохой интеграции светильников в архитектуру.
Решение: привлекать специалиста по свету на самой ранней стадии эскизного проектирования. Мы часто сталкиваемся с тем, что уже что-то поздно исправлять.
Вообще дизайнеры плохо осведомленыо работе светодизайнеров.))
2. Концептуальная ошибка: «Чем ярче, тем лучше». Этот подход в корне неверен и особенно губителен для городской среды. Избыточный свет приводит к:
• Слепящему эффекту (glare): создает визуальный дискомфорт для пешеходов и водителей.
• Световому вторжению (light trespass): свет попадает в окна соседних зданий, нарушая покой жителей.
• Световому загрязнению (sky glow): бесполезный свет, направленный в небо, «засвечивает» его, нанося вред экосистемам и лишая горожан вида звездного неба.
Решение: использовать многоуровневое освещение, придерживаться нормированных уровней освещенности, применять экранированные светильники с направленностью вниз и точной оптикой, также не забываем про шторки, ханикомбы и т. д.
3. Техническая ошибка: игнориро- вание контекста и материалов. Доверие исключительно компьютерным рендерам без натурных испытаний – прямой путь к разочарованию. Свет по-разному взаимодействует с разными материалами, и результат может сильно отличаться от визуализации. Глянцевая поверхность может дать нежелательные блики, а темный пористый камень «съест» большую часть света. Решение: Всегда проводить натурные макеты (mock-ups) на объекте с реальными образцами материалов
и выбранными светильниками.
4. Эстетическая ошибка: пренебрежение человеческим фактором. Это всегда наша основная боль, создание плоских, несбалансированных схем, часто с использованием только одного типа освещения (например, заливающего), приводит к резким теням на лицах людей и «клинической», недружелюбной атмосфере. Выбор неправильной цветовой температуры может сделать пространство стерильным (слишком холодный свет) или унылым (слишком теплый и тусклый).
Решение: применять многоуровневую стратегию (общее, рабочее, акцентное освещение) и тщательно подбирать цветовую температуру в соответствии с функцией и желаемой атмосферой пространства.
– Как меняются требования к энергоэффективности и экодизайну в архитектурном освещении?
Андрей Толстиков: Ну что касается энергоэффективности, полный переход на светодиодные технологии уже, я так понимаю, не обсуждается, это факт, так как газоразрядные лампы невыгодны как экономически, так и экологически. Эффективность светильников в архитектурном свете растет не так быстро, как в техническом свете, но все же тоже подтягивается. И сами проекты становятся экономичней – так, например, теперь чаще используется акцентная подсветка вместо заливки: вместо равномерной заливки всего фасада светом (самый энергозатратный метод) применяется принцип акцентного освещения.
Подсвечиваются только ключевые архитектурные элементы: карнизы, колонны, пилястры, скульптуры. Это сразу снижает общую мощность системы на 30–50%.
Используется разделение освещения на постоянное, когда подсветка работает каждый вечер с минимальной мощностью, и праздничное, которое включается по выходным или праздникам.
Про экодизайн пока говорят не так много, на мой взгляд, но периодически звучат задачи по минимизации светового загрязнения и, как я уже говорил ранее, есть тренд на минимализм светильников и их невидимость.
Александр Алтунин: Требования эволюционировали от простого показателя «люмен на ватт» к комплексной, системной оценке жизненного цикла продукта и его влияния на окружающую среду.
1. Эффективность на системном уровне. Истинная энергоэффективность сегодня достигается не столько за счет самого светодиода, сколько за счет интеллектуального управления. Наибольшую экономию (до 80% и более)
дают интегрированные системы, использующие такие стратегии, как:
• Автоматическое приглушение искусственного света при наличии достаточного дневного.
• Датчики присутствия/движения: Гарантируют, что свет включен только там и тогда, где и когда это необходимо. Предиктивные алгоритмы на базе AI: системы, которые изучают паттерны использования здания и заранее адаптируют освещение, обеспечивая еще большую оптимизацию – мы что-то похожее, к примеру, уже разрабатываем.
• Ремонтопригодность: проектирование светильников для легкой замены компонентов (драйверов, модулей) без специальных инструментов.
• Возможность модернизации: модульная конструкция, позволяющая в будущем обновить источник света или систему управления. • Проектирование для разборки
(DfD): отказ от клея и неразборных соединений для легкой сортировки и переработки материалов в конце срока службы.
Этот подход меняет бизнес-модели, стимулируя развитие «Освещения как услуги» (LaaS), где производитель сохраняет право собственности на оборудование и несет ответственность за его жизненный цикл.
2. Борьба со световым загрязнением. Растет осознание вреда, который избыточный ночной свет наносит дикой природе и здоровью человека. Это приводит к ужесточению требований к наружному освещению. Стандартом де-факто становятся «Пять принципов ответственного наружного освещения» от DarkSky International: свет должен быть полезным, направленным, низкого уровня, контролируемым и теплого оттенка (<3000 K). На практике это означает обязательное использование полностью экранированных светильников и интеллектуальных систем управления с таймерами и диммированием.
– Какие материалы и световые решения лучше всего подходят для реализации сложных световых сцен и динамических эффектов?
Андрей Толстиков: Материалы, мне кажется, сильно не меняются, всё так же пока самый актуальный материал для корпуса светильника – это литой под давлением алюминий, хотя и появляются напечатанные на 3D‑принтере корпуса или просто пластиковые, как
произведенные методом экструзии, так и литьевые. Но все они пока имеют только экспериментальный характер, а основной материал – это алюминий.
Что касается линз и рассеивателей, то тоже пока без особых изменений – это в основном PMMA и боросиликатное стекло.
Чтобы избежать паразитных оттенков и хроматических аберраций, важно использовать RGBW‑модули со смешением света в линзе, а не в воздухе.
Ну и для создания динамических эффектов использовать системы управления световым оборудованием с использованием DMX и RDM.
Самое главное, на мой взгляд, – работать с профессионалами на любом этапе: от проработки концепции до монтажа, юстировки и пусконаладки, и тогда все будет хорошо.
Александр Алтунин: Для создания динамичных и сложных световых сценариев, особенно на фасадах, используется синергия передовых источников света, материалов и систем управления.
1. Световые решения и технологии:
• Программируемые светодиоды (LED): основой являются полноцветные светодиодные светильники (RGB, RGBW, RGBA), которые позволяют создавать миллионы оттенков и динамически изменять цвет и яркость.
• Протоколы управления: для управления тысячами индивидуально адресуемых световых точек используются специализированные протоколы. Ключевые из них: DMX (золотой стандарт для шоу-техники), Art-Net (передача DMX по сетям Ethernet), DALI (для архитектурной автоматизации) и KNX (общий стандарт автоматизации зданий). Эти протоколы позволяют синхронизировать свет с музыкой, видео или другими событиями в реальном времени.
• Проекционный мэппинг (Projection Mapping)!!! Это та технология, которая очень неактивно развивается на нашем рынке, но очень мне нравится, она превращает фасад здания в динамический видеоэкран. С помощью мощных видеопроекторов, медиасерверов и специализированного ПО (например MadMapper, Resolume) визуальный контент с высочайшей точностью «накладывается» на архитектурные элементы. Эта технология позволяет создавать сложные повествовательные и художественные нарративы, как это было сделано на Фестивале света в Гатчине.
2. Материалы:
• Светопрозрачные и светорассеивающие материалы. Для создания интегрированных световых решений часто используются поликарбонат, акрил или специальное стекло. Они могут служить диффузорами, в которые встраиваются светодиодные линейки, превращая часть фасада в единый светящийся элемент.
• Поверхности для проекции. Для проекционного мэппинга идеальны светлые, матовые и относительно гладкие поверхности, так как они лучше отражают свет и не создают бликов.
Однако современные технологии позволяют работать и со сложными, текстурированными фасадами, предварительно создав их точную 3D‑модель.