Вы здесь

Шинопроводные системы передачи и распределения электроэнергии

Опубликовано вт, 12/14/2021 - 17:04 пользователем Игнатов Сергей

Современное строительство или модернизацию систем освещения различных объектов: производственных предприятий, административных корпусов, торгово-развлекательных центров, многоквартирных домов и других зданий сложно представить без шинопроводных систем передачи и распределения электроэнергии.

Шинопроводы – это устройства, состоящие из неизолированных или изолированных проводников, изоляторов и конструкций, которые предназначены для передачи и распределения электричества в производственных помещениях, многоквартирных домах, на территории промышленных предприятий, в зданиях торгово-развлекательных комплексов и др.

В п. 2.3.4 ГОСТа 28668.1-91 (МЭК 439-2-87) «Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Часть 2. Частные требования к системам сборных шин (шинопроводам)» дано такое определение: шинопровод – комплектное устройство в виде системы проводников, состоящее из шин, разделенных промежутками и опирающихся на изолирующий материал, помещенных внутри трубы, лотка или другой подобной оболочки, прошедшее типовые испытания.

В конструкцию могут быть включены секции:

  • прямые прогоночные (для прямолинейных участков линии, где присоединение ответвительных секций не требуется);
  • прямые с местами для присоединения ответвительных устройств;
  • угловые. Обеспечивают поворот линии на 90° в горизонтальной или вертикальной плоскостях;
  • тройниковые. Предназначены для разветвления линии в трех направлениях под углом 90° в разных плоскостях;
  • вводные (коробки с коммутационными аппаратами или без них) для подвода питания к шинопроводам с помощью кабеля, провода или шинопровода;
  • присоединительные используются для разъемного присоединения приемников электроэнергии;
  • разделительные с разъединителем предназначены для секционирования магистральных линий;
  • компенсационные. Используются для компенсации температурных изменений длины линии шинопроводов;
  • переходные предназначены для соединения двух линий на различные номинальные токи или изделий разных конструкций;
  • подгоночные – для прокладки линии нужной длины;
  • проходные обеспечивают прохождение линии через стены и перекрытия;
  • ответвительные. Предназначены для неразборного, разборного или разъемного присоединения распределительных пунктов, распределительных шинопроводов или приемников электроэнергии.

Кроме того, в конструкцию шинопровода могут входить заглушки для закрытия торцов последних секций, блоки для соединения секций и установки коммутационной аппаратуры. Для изменения направления линии достаточно демонтировать отдельные модули и проложить их в нужную сторону.

Эта функция хорошо себя зарекомендовала при организации освещения отдельных зон в торговых центрах. Для решения этой задачи используют модульные конструкции, на которых устанавливают декоративные осветительные приборы.

Процесс прокладки шинопроводов не занимает много времени, поэтому их нередко используют вместо традиционных кабельных линий. Сам термин не информирует потребителей о сечении, габаритах и форме проводника.

В зависимости от особенностей конструкции шинопроводы бывают:

  1. Открытые. Используются для прокладки сетевых магистралей в местах, где внешняя среда не характеризуется агрессивностью. К изделиям этого типа относятся алюминиевые шины, которые устанавливаются на изоляторах, зафиксированных на опорах.

В процессе монтажа следует учитывать нормы, предписывающие соблюдение минимальных расстояний до различных механизмов и трубопроводов. В опасных зонах, где возможно случайное прикосновение человека к шинам, шинопровод закрывают защитным коробом или сеткой;

  1. Закрытые (защищенные). Этот тип изделий используется чаще, чем открытые шинопроводы. Закрытые шины в основном применяются для распределения электроэнергии в производственных цехах.

Защищенные модели закрываются сетками или коробами из перфорированных металлических листов, которые выполняют функцию защиты от случайных прикосновений. Кроме того, они защищают конструкцию от проникновения внутрь посторонних предметов.

Шины закрытого типа полностью прикрыты металлическим неперфорированным лотком.

Защищенные шинопроводы монтируются на высоте не менее, чем 2,5 метра от пола. Полностью закрытые изделия разрешено устанавливать на любой высоте. Отсутствие каких-либо ограничений существенно упрощает процесс монтажа и делает шины этого типа такими популярными.

Кроме того, применение закрытых конструкций сокращает общую длину ответвительных присоединений для подвода питания к станкам, что снижает затраты на монтаж.

В зависимости от назначения шинопроводы также делятся на несколько типов.

Магистральные шинопроводы

Изделия предназначены для сооружения магистральных линий связи подстанций с помещениями производственного назначения. Выполняют функцию распределительной или питающей сети. Также используются в цехах, на территории которых рабочие электроагрегаты расставлены рядами и не исключена вероятность изменения схемы расположения станков.

Шинопроводные системы представляют собой комплектную электрическую сеть, которая состоит из отдельных секций и конструкций для их крепления, соединяемых определенным методом (болтовым или сварным).

Производители выпускают секции нормализованной длины прямой и фигурной формы, что позволяет смонтировать шинопровод любой конфигурации. Линии, предназначенные для постоянного тока, рассчитаны на нагрузку до 6 300 А.

Кроме того, на рынке представлены еще и разновидности шин переменного тока: гибкие (предназначены для обхода препятствий) и фазировочные (для чередования фаз). Обычно используются секции длиной 3 м.

Распределительные шинопроводы

Распределительные шинопроводные системы состоят из специальных секций с отводными блоками. Предназначены для подвода электричества от основного источника питания к определенному количеству потребителей. Поставляются с комплектом секций, оснащенных соединительными деталями для создания последовательных рядов, ответвительных и вводных коробок.

Отличия между магистральными и распределительными изделиями весьма условны. Потребители могут подключать электрооборудование как к распределительным, так и к магистральным шинопроводам. В любом случае между шинопроводом и трансформатором, распределительным щитом, другими ветвями одной линии или потребителем могут быть установлены приборы учета электроэнергии и устройства безопасности.

В качестве условной границы между двумя типами изделий некоторые специалисты рассматривают силу тока: до 800-1000 А – распределительные, свыше этого показателя – магистральные.

Близкое родство этих шинопроводов подтверждается тем, что они включены в один межгосударственный стандарт ГОСТ 6815-79 Группа Е17 «Шинопроводы магистральные и распределительные переменного тока на напряжение до 1000 В. Общие технические условия».

К изделиям предъявляется ряд требований:

  • Механическая прочность элементов конструкции и устройств для их крепления должна обеспечивать прокладку шинопроводов на прямых участках горизонтальных поверхностей на расстоянии не менее трех метров один от другого;
  • Во время работы изделия должны выдерживать сосредоточенную нагрузку от воздействия извне. При этом допускается незначительная деформация шинопровода. Согласно п. 3.4 ГОСТа 3815-79 значение остаточной деформации не должно превышать 3 мм на пролёт длиной 1 м;
  • Для шинопроводов на ток до 250 А нулевой проводник должен иметь 100%-ную проводимость фазных шин. Для изделий на ток 250 А и выше проводимость нулевого проводника должна составлять не менее 50% проводимости фазных шин;
  • Элементы конструкции шинопроводов, металлические, неметаллические органические и лакокрасочные покрытия должны быть устойчивы к воздействию механических факторов внешней среды;
  • Изделия должны выдерживать однократное воздействие трёхфазного тока короткого замыкания;
  • Магистральные линии должны выдерживать аварийную нагрузку, которая на 10% превышает показатель номинального тока, на протяжении двух часов в сутки. При этом температура токоведущих частей не должна подниматься выше 120 °С.

В соответствии с п 3.14 ГОСТа 3815-79 до момента отказа разъемных контактных соединений ответвительных устройств должно быть выполнено не менее 1 000 включений. Отказ определяется по двум признакам: температура нагрева контактных соединений превышает 100 °С и наличие повреждений в соединениях, препятствующих работе ответвительных устройств.

Шинопровод должен безотказно проработать не менее 12 000 часов. О наличии неполадок и отказе изделия свидетельствуют три критерия:

  1. Пробой изоляции.
  2. Возгорание одного из элементов системы.
  3. Отделение горящих, выброс раскаленных или расплавленных частей конструкции шинопровода.

Установленный срок службы изделия до замены составляет не менее 20 лет. О том, что конструкция перестает удовлетворять необходимым требованиям, свидетельствует снижение сопротивления изоляции шинопровода ниже показателя, установленного «Правилами устройства электроустановок» (ПУЭ 7), гл.1-8.

Осветительные шинопроводы

Изделия этого типа используют для организации систем освещения, механического или электрического присоединения осветительных приборов и питания мелких токоприемников. Светильники могут устанавливаться или перемещаться вдоль шинопровода без применения инструмента.

Более детальное описание и условия применения описаны в межгосударственном стандарте ГОСТ 26346-84 Группа Е-17 «Шинопроводы осветительные напряжением до 660 В переменного тока. Общие технические условия» и ГОСТе IEК 60570-2012 Группа Е-83 «Шинопроводы для светильников».

В конструкцию осветительного шинопровода могут входить:

  • секции линейного типа. Изделия состоят из проводников, заключенных в корпус. Длина прямой секции может быть стандартной – 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0; 4,5; 6,0 метров. В то же время положения ГОСТа 26346-84 допускают изготовление прямых секций другой длины;
  • угловые секции, позволяющие выполнить поворот шинопровода на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
  • тройниковые секции используются в тех случаях, когда необходимо выполнить разветвление линии в трех направлениях;
  • крестообразные секции предназначены для разветвления линии в четырех направлениях в разных плоскостях;
  • гибкие секции помогают выполнить поворот линии на угол, отличающийся от 90°. Кроме того, эти устройства позволяют осуществить переход с одной плоскости на другую;
  • прогоночные прямые секции устанавливаются на прямых участках, где не предусмотрена установка приемников;
  • переходные секции предназначены для соединения шинопроводов на разные номинальные токи;
  • соединитель – это элемент, предназначенный для электрического или механического соединения отдельных секций в единую линию;
  • вводное устройство. Используется для подключения шинопровода к источнику питания. На рынке также представлены модели, совмещающие в себе функции вводного устройства и соединителя;
  • штепсель. Разъемное устройство предназначено для подсоединения осветительного прибора к секции. Этот элемент конструкции запрещено использовать в качестве механического крепления светильника к шинопроводу;
  • адаптер используется для электрического присоединения к сети и механического крепления источника света к секции шинопровода. Устройство может быть оснащено выключателем. Кроме того, в него может быть установлен плавкий предохранитель быстродействующего типа;
  • подвес – это крепежный элемент, предназначенный для фиксации шинопровода на монтажной поверхности;
  • подвес осветительного прибора используется для крепления светильника к секции;
  • торцевая заглушка (крышка). Используется для закрытия канала, обеспечивает надежную электрическую и механическую защиту концов проводников.

При помощи такого набора составляется комплектная модель шинопровода, которая может применяться на самых сложных трассах. 

Согласно ГОСТу 60570-2012, осветительные шинопроводы должны быть или класса I, или класса III в соответствии с положениями раздела 2 IEC 60598-1 «Светильники. Часть I. Общие требования и методы испытаний».

 Неразборные конструкции светильника (например, адаптер) могут быть класса II в соответствии с положениями раздела 2 IEC 60598-1, согласно которому наличие устройств для заземления не предусмотрено. Отдельно адаптеры не могут быть отнесены к классу II, но их разрешено использовать с осветительными приборами класса II.

Номинальный ток шинопроводов класса I должен быть не более 16 А, класса III  не более 25 А.

Осветительные шинопроводы удобны тем, что при смене экспозиции нет необходимости переделывать проводку. Для этого достаточно изменить расположение светильников на шинопроводе.

В зависимости от характера линий освещения шинопроводы могут быть:

  • Однофазные;
  • Однофазные с нулевым защитным проводником;
  • Трехфазные с нулевым рабочим проводником.

По конструктивному исполнению осветительные шинопроводы делятся на две группы:

  1.  со сплошным продольно расположенным пазом, который используется для выполнения ответвления в любой точке линии;
  2. с фиксированными окнами. Такие изделия предназначены для выполнения ответвлений только в определенных местах шинопровода. Количество ответвлений должно быть прописано в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.

До отказа разъемных контактных соединений ответвительных устройств шинопровод должен выполнить не менее 500 включений. Об отказе свидетельствует нагрев контактов свыше 100 °С, а также наличие повреждений контактных соединений, которые препятствуют включению/отключению ответвительных устройств.

Установленная безотказная наработка осветительных шинопроводов составляет не менее 7 000 часов. До момента замены шинопровода конструкция должна проработать 15 лет и более. Признаком предельного состояния является снижение сопротивления изоляции шинопровода ниже 0,5 МОм.

Правила организации электрического освещения и требования, которые к нему предъявляются, описаны в разделе 6 «Электрическое освещение» ПУЭ 7 «Правила устройства электроустановок». В частности, документ устанавливает следующие правила:

  • Систему питания рабочего освещения рекомендуется организовывать с помощью самостоятельных линий, проложенных от распределительных устройств питающих центров, щитов, распределительных пунктов, магистральных или распределительных шинопроводов;
  • Основное рабочее, аварийное и эвакуационное освещение разрешено обеспечивать электроэнергией от общих линий с электросиловыми установками или от силовых распределительных пунктов. За исключением тех случаев, когда в производственных помещениях нет источников естественного света. В таких ситуациях использование сетей, питающих силовые электроприемники, для питания освещения безопасности и эвакуационного освещения недопустимо;
  • Каждая из линий сети, питающая рабочее, аварийное и эвакуационное освещение, а также линии, обеспечивающие электроэнергией иллюминацию и блоки со световой рекламой, должны быть оснащены отдельными аппаратами защиты и управления, которые устанавливаются в распределительных устройствах. ПУЭ не запрещают монтаж общего аппарата управления для нескольких линий одного вида освещения или установок, которые отходят от распределительного устройства;
  • Для осветительных шинопроводов вместо групповых щитков ПУЭ допускают использование присоединяемых отдельных аппаратов защиты и управления, которые обеспечивают подачу электроэнергии к группам светильников. В этом случае необходимо организовать удобный и безопасный доступ к таким аппаратам;
  • В местах присоединения осветительных шинопроводов к линиям питания электросиловых установок или к силовым распределительным пунктам необходимо устанавливать устройства защиты и управления.

Осветительные шинопроводы чаще всего устанавливаются на производственных предприятиях, в общественных зданиях, спорткомплексах, торгово-развлекательных центрах и других сооружениях, где необходимо организовать качественное освещение больших площадей.

Современные системы освещения, как правило, комплектуются системами управления светом, которые уменьшают расход электричества и позволяют реализовать разные световые сценарии. Осветительные шинопроводы всё чаще начинают устанавливать в квартирах и коттеджах.

Троллейные шинопроводы

Троллейный шинопровод – это защищенная система токопровода, предназначенная для питания перемещающегося электрооборудования. Мобильными механическими потребителями могут быть кран-балки, монорельсовые и подвесные дороги, установки для раскроя материала, электрические ручные машины, рельсовые напольные тележки и т.п.

Троллей – это электрический проводник, который передает электроэнергию токоприемнику подвижного устройства, способного перемещаться вместе с мобильным потребителем. Тележка может передвигаться по территории цеха за счет соединения с транспортной платформой, а может перемещаться рабочим во время движения в рабочей зоне.

Как правило, проводник защищен корпусом, внутри которого происходит контакт троллея с токоприемником, передающим питающее напряжение с неподвижной части машины. Корпус защищает троллеи от механических повреждений, но самая главная его функция состоит в защите персонала от поражения электротоком.

На рынке представлены модели троллейных шинопроводов, оборудованных эластичными герметизирующими лентами. Ленты в них расположены вдоль паза, который обеспечивает доступ к троллеям. Во время движения подвижный механизм с токосъемником раздвигает их в том месте, где непосредственно находится. Остальная часть троллея остается защищенной сомкнутыми лентами.

Детальное описание и условия использования троллейных изделий изложены в ГОСТе 24752-81 Группа Е17 «Шинопроводы троллейные напряжением до 1000 В. Общие технические условия».

В зависимости от особенностей конструкции шинопроводы могут быть:

  • с троллеями, установленными в общей оболочке (исполнение 1);
  • такими, у который каждый троллей оснащен индивидуальной оболочкой исполнение 2);
  • с троллеями без оболочек (исполнение 3).

В список основных элементов троллейных шинопроводов входят:

  • токосъемные устройства (например, каретки). Функция этих устройств заключается в отборе мощности к приемникам электроэнергии;
  • прямые секции предназначены для прокладки прямолинейных участков;
  • угловые секции позволяют выполнять поворот линии шинопровода в горизонтальной плоскости;
  • вводные секции обеспечивают подвод электроэнергии к линиям шинопроводов;
  • разделители делят линии на секции;
  • секции ввода токосъемных устройств;
  • компенсаторы необходимы для компенсации температурных изменений длины троллеев и оболочек;
  • индикаторные коробки обеспечивают контроль напряжения на токоведущих элементах линии;
  • приспособления для фиксации секций на строительных конструкциях, элементах зданий и сооружений;
  • скобы и траверсы предназначены для соединения токосъемных устройств с подвижными энергополучателями;
  • устройства, обеспечивающие адресную доставку грузов;
  • торцовые заглушки.

Троллейные шинопроводы должны быть изготовлены из материалов, способных выдержать электрические, механически и тепловые нагрузки. Кроме того, они не должны быть подвержены воздействию влаги, которая обычно присутствует в производственных помещениях.

Защита от коррозии обеспечивается нанесением на поверхность конструкций специальных защитных покрытий. Оболочки должны быть изготовлены из материалов, стойких к механическому воздействию, и выдерживать нагрузку, которой они будут подвергаться во время эксплуатации.

Механическая прочность секций и крепежных элементов, которые используются для фиксации шинопроводов, должна обеспечивать прокладку этих устройств на горизонтальных поверхностях на расстоянии один от другого не менее:

  • для исполнения 1 – 3 метра;
  • для исполнения 2 и 3 расстояние может составлять 1 метр при прокладке линий на номинальный ток 100 А и 2 метра для шинопроводов на номинальный ток 250 А и более.

Значения рабочих нагрузок изделий и максимально допустимые показатели прогиба секций указываются в технических характеристиках шинопроводов определенных типов.

Степень защиты токоведущих элементов секций шинопроводов в исполнении 1 и 2, собранных в одну линию, должна быть не менее IP20, в соответствии с ГОСТом 14254-2015 (IEC 60529:2013) «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)». Степень защиты токоведущих частей со стороны паза токоприёмника должна быть не ниже IP10.

Троллеи, независимо от того выпускаются они оголенными или покрыты изоляцией, должны располагаться так, чтобы в нормальных условиях эксплуатации исключалась возможность внутреннего короткого замыкания (КЗ).

Под действием тока КЗ температура токоведущих элементов не должна повышаться больше чем на 50 °С сверх той, которая была до момента протекания тока КЗ. Кроме того, должна сохраняться изоляция троллеев и установленная степень защиты токоведущих частей. Также не должно быть изменений в форме элементов шинопровода, которые могут препятствовать его нормальному функционированию.

Характер и допустимые значения деформаций должны быть установлены в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.

Согласно ГОСТу 24752-81, троллейные шинопроводы должны безотказно работать не менее 4 200 часов. Выход из строя роликов признаком отказа не является. До момента замены шинопровода конструкция должна находится в эксплуатации не менее 15 лет.

Бесконтактная система передачи электроэнергии. Разработаны и уже успешно используются на практике бесконтактные троллейные шинопроводы. Индукционная система бесконтактной передачи энергии действует по принципу открытого трансформатора.

Шинопроводы прокладываются в полу и используются для питания роботизированных устройств. В таких линиях отсутствуют траверсы, связывающие перемещающееся электрооборудование с троллеями. Технология существенно увеличивает безопасность эксплуатации подвижных механизмов.

Успешный опыт использования бесконтактной передачи электричества во всём мире расширяет возможности для ее применения. Например:

  1. производственные цеха и промышленные площадки;
  2. кран-балки;
  3. складские и транспортные системы;
  4. торговые комплексы;
  5. скоростные лифты;
  6. электрические подвесные дороги;
  7. подъемно-транспортное оборудование.

С помощью этой технологии реконструирована система подачи питания для оборудования кабины лифта Останкинской телебашни. Система и сам лифт были серьезно повреждены во время пожара, произошедшего 27 августа 2000 года из-за перенапряжения высокочастотных кабелей и уничтожившего три этажа знаменитой башни.

Бесконтактная система передачи электроэнергии характеризуется несколькими весомыми преимуществами:

  • Износостойкость;
  • Низкие расходы на обслуживание;
  • Высокая степень электрической безопасности, которая объясняется отсутствием открытых контактных элементов;
  • Передача энергии бесконтактным способом обеспечивает бесшумную работу контактных щеток;
  • Отсутствие ограничений на работу в сложных погодных условиях и в запыленных помещениях;
  • Высокие показатели эффективности передачи электроэнергии (80% и выше);
  • Возможность использования системы для передачи данных, отслеживания местонахождения и маршрута движения транспортных средств;
  • Простота «подгонки» даже при сложных схемах расположения;
  • Экологичность (по сравнению с транспортом с двигателями внутреннего сгорания);
  • Возможность подзарядки аккумуляторов во время движения, что исключает простой электротранспорта.

С момента утверждения некоторых стандартов в технологиях изготовления комплектных электротехнических устройств произошли серьезные изменения.

Например, разработан межгосударственный стандарт ГОСТ IEK61439-1-2013 «Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 1. Общие требования». Документ объемный и непростой. Его шестая часть ГОСТ IEC 61439-6-2017 «Низковольтные комплектные устройства распределения и управления. Системы сборных шин (шинопроводы)» введена в действие с 1 июля 2019 года.

Предприятиям, специализирующимся на производстве, поставка и монтаже шинопроводов следует ориентироваться на положения всех действующих стандартов:

  • ПУЭ (редакция 7);
  • ГОСТ 6815-79;
  • ГОСТ 26346-84;
  • ГОСТ 24752-81;
  • ГОСТ IEK61439-1-2013.

В случае возможных расхождений между положениями этих нормативных документов, необходимо соблюдать более строгие требования, прописанные в одном из них.

Электроизоляция шинопроводов

В технологии производства шинопроводных конструкций используются три типа изоляции:

  1. Воздушная. В некоторых случаях шинопроводы с такой изоляцией называют воздушными мостами. Корпус модулей изготавливается из меди или алюминия, внутри него на изоляторах устанавливаются шины. Между шинами находится воздух. По конструктивному исполнению бывают закрытого и открытого вида.

Степень защиты корпуса – IP55, номинальный ток – до 800 А.

  1. Литая. В таких модулях изоляцию шин друг от друга и от корпуса обеспечивает эпоксидная смола. Элементы конструкции выпускаются в виде секций разной конфигурации. Внутри них располагаются шины, изоляция которых выполнена из специального компаундного материала с мелкозернистым наполнителем. Толщина изоляционного слоя зависит от величины рабочего напряжения. Шинопровод с литой изоляцией, стойкий к действию агрессивных сред и ультрафиолетовому излучению.

Степень защиты корпуса – IP68, номинальный ток – 400-6300 А.

  1. Твердая полимерная. Шинопроводные конструкции этого типа изготавливаются по технологии «сэндвич». Шины оборачиваются в изоляционный материал (в качестве изоляции может быть использована полиэстерная или майларовая пленка) и плотно укладываются в корпус, изготовленный из алюминия, меди или оцинкованной стали. Из-за материала корпуса конструкции могут отличаться по массе и теплоотводу.

Герметичность сэндвич-конструкций исключает дымоходный эффект, повышает пожаробезопасность электропередачи и позволяет использовать шинопроводы в помещениях, где присутствует большое количество людей – торгово-развлекательные центры, вокзалы, медицинские учреждения, аэропорты, многоэтажные здания, гостиничные комплексы и т.д.

Степень защиты корпуса – IP55. Номинальный ток – 800-5000 А (для конструкций с алюминиевыми шинами), 1000-6300 А (для конструкций с медными шинами).

Преимущества шинопроводов

  • Габаритные размеры. Структура шинопроводных конструкций отличается компактностью, поэтому они занимают меньше места. Линии хорошо сочетаются с любой архитектурой сооружения, придают помещениям, в которых они применяются, современный и эстетичный вид. В отличие от традиционных кабельных систем, в которых присутствуют массивные соединительные и концевые элементы. Кроме того, кабели большого сечения характеризуются внушительным весом, им свойственны минимальные радиусы скругления трассы. У шинопроводов таких недостатков нет.
  • Снижение потерь электроэнергии в магистрали. Большинство современных шинопроводных систем состоит из пакета шин прямоугольной формы, плотно прижатых друг к другу и помещенных в кожух. В качестве материала для изготовления шин используется медь или алюминий. В зависимости от предприятия-изготовителя, кожух может быть алюминиевым или стальным.

В отличие от кабеля, такая конструкция шинопроводной системы обеспечивает равномерное распределение плотности тока по сечению проводника. Это позволят существенно сократить падение напряжения и потери электроэнергии в магистрали.

По оценкам специалистов, установка шинопроводной системы на ток 2 000 А длиной 100 метров вместо кабельной линии такой же длины на аналогичную нагрузку позволяет ежегодно сэкономить около двух миллионов рублей на потерях, возникающих в линии при передаче электричества.

  • Быстрый монтаж. По сравнению с кабельными системами, монтаж шинопроводов занимает меньше времени, что приводит к снижению стоимости монтажных работ. Модульная структура и наличие встроенных болтовых соединений в готовых заводских модулях позволяет проложить шинопроводную систему в два-три раза быстрее, чем кабельную.
  • Устойчивость к коротким замыканиям. Отсутствие опорных точек в компактной структуре препятствует образованию значительных моментных усилий. Корпусные профили шинопроводных конструкций плотно смыкаются между собой, что обеспечивает высокую устойчивость линии к коротким замыканиям.
  • Гибкость и мобильность. В отличие от традиционных кабельных систем шинопроводам свойственна гибкость решений. Они легко разбираются и меняют направление. Их можно дополнять, удлинять, разветвлять, переносить в другое строение и монтировать на новом месте без значительных капитальных затрат и снижения показателей безопасности.
  • Безопасность. Положения нормативных документов оговаривают, что при монтаже более четырех параллельных кабельных линий предпочтительнее использовать шинопроводные конструкции. Прокладка большого количества кабелей способствует неравномерному распределению токов и повышает риск перегрева. В секциях шинопроводов между проводниками и корпусом отсутствуют воздушные зазоры, поэтому образующееся в проводниках тепло через металлический кожух легко передается в окружающую среду.
  • Пожаробезопасность. При изготовлении элементов шинопроводных конструкций используются качественные негорючие материалы, в составе которых отсутствуют галогены. Поэтому в случае пожара шинопровод не выделяет токсичные вещества и не дымит.

Кроме того, конструкции не поддерживают процесс горения. Благодаря встроенным противопожарным перемычкам не имеют эффекта образования тяги. Способствуют замедлению распространения огня через стены и потолочные перекрытия.

  • Низкий уровень магнитного излучения. Уровень магнитного излучения шинопроводных конструкций на порядок ниже, чем в кабельных системах. Таким образом, установка шинопровода внутри офисов не приводит к наводкам электромагнитного излучения, которые искажают изображение на мониторах, провоцируют сбои в работе офисной техники и оказывают негативное воздействие на здоровье людей, находящихся в помещении.
  • Простота обслуживания. Шинопроводные конструкции практически не требуют технического обслуживания на протяжении всего срока службы.
  • Эстетичный внешний вид. Шинопроводы компактны, отличаются лаконичностью дизайна. Элементы конструкции можно окрашивать в любой цвет, что позволяет гармонично вписать линию в интерьер любых помещений.

Несмотря на массу преимуществ и относительную простоту монтажа, при проектировании шинопроводных систем следует обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, поскольку в этой работе существует множество нюансов, которые необходимо учитывать. Ведь даже небольшая ошибка может создать большие трудности и привести к дополнительным финансовым затратам.