Повышение стандартов жизни влияет на восприятие людьми комфорта, с этим связано увеличение количества электроники и бытовой техники в домах, а также рост средней площади жилищ. Это, в свою очередь, приводит к увеличению расходов на энергию, что ощутимо сказывается на семейном бюджете.
В России затраты на энергопотребление занимают более 5% общих расходов домохозяйств, а для наиболее низкообеспеченных слоев населения этот показатель приближается к 10%. Однако, благодаря внедрению новых энергоэффективных технологий, есть возможность сократить расходы на энергию. К таким решениям относятся использование инновационных изоляционных материалов, улучшение эффективности отопительных и кондиционирующих систем, применение электроприборов высокого класса энергоэффективности и отказ от использования ламп накаливания. Благодаря прогрессу в области информационных технологий, микроэлектроники и нанотехнологий в быт внедряется всё больше «умных» решений, делающих жизнь более энергоэффективной.
В контексте экологических опасностей, связанных с использованием ископаемого топлива, его истощением и нестабильностью мировых цен, возрастает стремление стран к энергетической независимости на основе возобновляемых источников энергии. Солнце является мощным и фактически неисчерпаемым источником энергии, годовой поток которой в десять тысяч раз превышает всю энергию, потребляемую человечеством. В мире активно развивается солнечная энергетика, включающая производство электроэнергии через фотовольтаику и системы концентрации солнечной энергии, а также производство тепла с помощью солнечных коллекторов различного типа.
Несмотря на значительные перспективы развития солнечной энергетики и рост установленной мощности солнечных панелей, доля вырабатываемой таким способом энергии пока мала по сравнению с другими источниками, что объясняется высокой себестоимостью ее производства. Эту стоимость можно снизить за счет использования тонкопленочных фотоэлементов, плоских солнечных коллекторов и гибридных солнечно-ветровых систем.
В России наблюдается высокая энергоемкость ВВП, что подчеркивает необходимость уменьшения потребления топлива и энергии за счет их более эффективного использования.
Ключевыми факторами, способствующими текущей ситуации, являются устаревание и износ технологического и энергетического оборудования, а также значительные потери энергии в зданиях и сооружениях.
Для достижения поставленной Президентом РФ задачи по сокращению энергоемкости ВВП Минэкономразвития РФ активно работает над реализацией обширного плана действий, направленного на увеличение энергетической эффективности национальной экономики. Этот план был утвержден распоряжением Правительства РФ от 19 апреля 2018 года № 703-р. В дополнение к этому разрабатывается государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», рассчитанная до 2035 года.
Тренды и вызовы российского курса энергосбережения
Энергосбережение и улучшение энергетической эффективности, наряду с импортозамещением, сегодня стали основополагающими и критически важными направлениями в экономической стратегии России, причем вопросы энергоэффективности выдвинулись на передний план уже в 2008 году, согласно Указу Президента РФ от 4 июня № 889.
В 2010 году Правительством РФ была одобрена программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года», которая, однако, была отменена в 2013 году постановлением Правительства РФ № 479. Затем, в 2014 году, данное направление вошло в состав госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики».
Внимание к вопросам энергосбережения в России значительно усилилось после принятия 9 июня 2020 года Правительством РФ Энергетической стратегии до 2035 года, согласно распоряжению № 1523-р. Однако уже 31 июля того же года был принят Федеральный закон № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», предусматривающий отмену множества нормативно-правовых документов. Несмотря на это, 9 сентября того же года было сделано важное возвращение к активной работе в этом направлении с принятием Постановления Правительства РФ № 1473, которым утверждена комплексная государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Статья 15 Федерального закона № 247-ФЗ не затрагивает ключевые регуляторные и стратегические документы Российской Федерации, включая Указы Президента и различные стратегии, планы, программы, а также стандарты, применяемые в системах обязательной и добровольной сертификации. Это подтверждается в разделе II Постановления Правительства РФ № 1473, где перечислены основные стратегические документы, направленные на развитие энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ, Указы Президента РФ, различные стратегии развития экономики, транспорта, строительства и других отраслей, а также планы по достижению национальных целей до 2030 года.
Эффективность реализации обновленной государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» будет зависеть от ряда факторов, и ее предстоит оценить в будущем. В контексте текущих сложных международных отношений и экономических вызовов страна, вероятно, сделает акцент на ускорении развития данного направления, учитывая его значимость для обеспечения энергетической безопасности и суверенитета.
Электроэнергетический комплекс России продемонстрировал высокую устойчивость в условиях беспрецедентного внешнего давления, обеспечивая энергобезопасность страны и выполнение международных обязательств. В 2023 году выработка электроэнергии достигла 1 151,6 млрд кВт·ч, а потребление — 1 139,2 млрд кВт·ч, что отражает динамичное развитие экономики, активизацию бизнеса и создание новых рабочих мест.
Показатели 2022 года были также высоки, с вводом в эксплуатацию 801 МВт новых мощностей, в том числе 340 МВт от возобновляемых источников энергии.
По предварительным данным, в 2023 году было произведено 1151,6 млрд кВт·ч электроэнергии и потреблено 1139,2 млрд кВт·ч, что отражает динамичный рост российской экономики, увеличение бизнес-активности и создание новых рабочих мест.
В 2023 году было введено в эксплуатацию 801 МВт новых мощностей, из которых 340 МВт приходятся на возобновляемые источники энергии. В числе значимых проектов — две ветроэлектростанции в Ставропольском крае: Кузьминская ВЭС мощностью 160 МВт и первая очередь Труновской ВЭС мощностью 60 МВт. Также были запущены две газотурбинные установки общей мощностью 144,8 МВт на Полярной ГТЭС в Красноярском крае.
Разрабатывается долгосрочный прогноз потребления электроэнергии до 2042 года, который послужит основой для генеральной схемы развития электроэнергетической инфраструктуры страны.
Повышение эффективности энергоснабжения отдалённых и изолированных территорий выступает в качестве одной из ведущих целей. Ключевым решением задачи является разработка и внедрение правовых и экономических механизмов, направленных на модернизацию действующих энергетических объектов и строительство новых. Важным аспектом также становится разработка эффективных договорных схем, регулирующих взаимоотношения между потребителями и поставщиками электроэнергии, обеспечивая оптимальное взаимодействие сторон.
Программа по энергосбережению и увеличению энергетической эффективности на 2024–2026 годы должна соответствовать ключевым нормативно-правовым актам. В их число входят: