Вы здесь

Контрафактная продукция на рынке электротехники. Проблемы и решения

Опубликовано ср, 06/16/2021 - 14:19 пользователем Игнатов Сергей

На российском рынке электротехники представлены тысячи наименований продукции различных отечественных и иностранных брендов. И если раньше ключевая проблема потребителя заключалась в приобретении брендового продукта по наиболее выгодной цене, то сегодня существует риск стать обладателем контрафакта.

Насколько часто подделывается продукция известных торговых марок и как производители электротехники борются с пиратством?

Наличие контрафактной продукции на рынке электротехники оказывает негативное влияние на разные сферы деятельности. Это явление можно рассматривать с разных точек зрения. Недобросовестные производители подделывают логотипы и внешний вид продукта, на который наносят товарные знаки и лейблы известных брендов. При этом они игнорируют патенты, лицензии и авторские права правообладателя.

 К контрафакту также можно отнести нарушение технологии производства электротехнических изделий, на которых присутствует атрибутика знаменитых торговых марок. Сборка таких устройств не проходит сертификацию. В этом случае использование некачественных электрических устройств может нести угрозу безопасности людей и стать причиной отказа оборудования.

Когда контрафакт попадает в производственную цепочку поставок, резко возрастает риск возгораний, способных причинить серьезный материальный ущерб. Наличие даже одного контрафактного компонента может аннулировать гарантии на установки и целые системы, что также чревато финансовыми убытками. Нередко подделки реализуются на рынке по ценам оригиналов.

Контрафакт оказывает негативное влияние на экономику стран, в которых он производится и находит своего потребителя. Например, оборот поддельной продукции приводит к снижению потока зарубежных инвестиций, поскольку известные бренды неохотно открывают свои производства в таких странах.

Вследствие оборота подделок снижается сумма налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и упускается возможность внедрения иностранных передовых технологий. В долгосрочной перспективе это приводит к потере рабочих мест и замедляет экономический рост стран с негативной репутацией. Также существует риск повышения социальных издержек, связанных с производственным травматизмом и гибелью людей из-за использования контрафактных электроустройств в цепочке поставок.

Пиратству – бой!

Борьба с фальсификатом – задача не только важная. Она архисложная, но всё же решаемая. В число ключевых компонентов борьбы с насыщением рынка контрафактной и пиратской продукцией входят:

  • юридическая и техническая защита имущественных объектов;
  • внедрение строгих протоколов испытаний и процедур контроля качества;
  • улучшение коммуникации в цепочке поставок.

Кроме того, существует несколько эффективных инструментов, внедрение которых делает стратегию противостояния подделкам максимально эффективной:

  1. Регистрация торговых марок во всех странах, где компания выпускает, лицензирует и реализует свой продукт.
  2. Вступление в профильные отраслевые ассоциации.
  3. Нанесение защиты на конечный продукт. Наличие логотипов, голограмм, товарных знаков, маркеров и специальных меток, которые сложно воспроизвести или удалить, не гарантирует 100%-ную защиту от фальсификации. Однако они могут увеличить затраты на производство подделок и тем самым сделать электротехническую продукцию менее привлекательным источником дохода.
  4. Мониторинг рынка. Одним из наиболее эффективных инструментов контроля эксперты называют изучение и испытание образцов, полученных с открытых рынков и онлайн-площадок.

Положительный результат может принести распространение информации о том, что компания-изготовитель проводит такие испытания, ведет учет производителей контрафактного товара, рассылает письма с требованием прекратить противоправную деятельность и ставит в известность правоохранительные органы о выявленных нарушениях.

Не менее важно внедрение жесткого производственного и предотгрузочного контроля, а также проведение проверок в порту ввоза и в точках поступления на рынок. Известны случаи, когда недобросовестные продавцы скрывали фальсификат в партиях подлинного товара.

  1. Участие в программах таможенного контроля.
  2. Реализация политики борьбы с контрафактом. Наличие такой политики, а также разработка различных программ защиты бренда служит подтверждением того, что компания принимает все необходимые меры, препятствующие распространению пиратской продукции. Например, составными элементами одной из программ может быть разработка несложных протоколов или внедрение онлайн-механизмов, способствующих выявлению подделок.

В апреле 2021 года компания TDM ELECTRIC – производитель и поставщик светотехнического оборудования и электротехники под собственной торговой маркой, приняла участие в выездном заседании Российского Союза строителей, которое прошло во Владимире. В ходе мероприятия представители компании выступили с предложением об использовании методических рекомендаций по определению контрафактного товара.

В TDM ELECTRIC уверены, что консолидация усилий в рамках сотрудничества с застройщиками будет способствовать защите рынка строительных материалов от контрафакта, а потребителей – от рисков, связанных с использованием некачественной продукции.

В компании уже разработаны собственные методические рекомендации для выявления подделок. Наличие «входного контроля» позволит пресечь использование контрафактных электротехнических изделий и тем самым повысить надежность объектов недвижимости. В сложных случаях компания планирует проверять качество продукции за свой счет.

В 2020 году TDM ELECTRIC вошла в состав Ассоциации «Национальное объединение производителей стройматериалов, изделий и конструкций» и инициировала учреждение внутри профильной организации комитета по содействию и развитию конкурентного рынка свето- и электротехники для строительной отрасли РФ.

Такое решение вызвано стремлением компании бороться с фальсификатом и распространением контрафакта в своей сфере институционально. Новый орган стал отраслевым объединением производителей электротехники, способствующим формированию «здоровой» конкуренции на российском рынке.

«Ситуация, которая в настоящее время сложилась на отечественном рынке электротехники, поражает уровнем недобросовестной конкурентной борьбы. Ведутся постоянные «войны сертификатов», общественность выдвигает бесчисленные (и не всегда обоснованные) требования к изготовителям и поставщикам электротехнической продукции, проводятся массовые «лжезакупки» и «псевдопроверки» качества товара. При этом государственные контролирующие органы, которые должны выполнять функцию независимого арбитра, из-за несовершенства законодательной базы, по сути, стали «заложниками» в руках недобросовестных конкурентов», – делится своей точкой зрения директор по связям с органами государственной власти и общественностью компании TDM ELECTRIC Дмитрий Зорин.

Созданный Комитет взял на себя роль защитника участников рынка, разделяющих политику честной конкуренции и поддерживающих идею усиления ответственности для недобросовестных компаний. Учредители отраслевого объединения выделили ряд приоритетных задач:

  • Проведение общественной дискуссии на площадках профильных министерств с участием представителей законодательной и исполнительной власти, а также экспертов по вопросам повышения эффективности системы контроля качества товаров и противодействия засилью контрафакта в промышленности;
  • Формирование реальных механизмов взаимодействия с регулирующими органами и комиссиями с целью выявления фактов изготовления и реализации подделок;
  • Пресечение попыток проявления недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны действующих отраслевых ассоциаций, которые под видом борьбы с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции оказывают беспрецедентное давление (вплоть до использования методов психологического принуждения) на конкурентов и дистрибьюторов, не входящих в состав того или иного объединения;
  • Подготовка и продвижение законодательных инициатив, призванных сформировать здоровую конкуренцию в отрасли и направленных на регулирование рынка электротехники.

13 ноября 2020 года состоялось первое заседание Комитета. В ходе мероприятия был одобрен «План первоочередных действий по содействию развитию конкурентного рынка свето- и электротехники для строительной отрасли Российской Федерации», рассчитанный до середины текущего года.

В дальнейшем результаты его реализации будут проанализированы и представлены на рассмотрение профессионального сообщества. Это станет первым итогом практической деятельности Комитета в борьбе за оздоровление конкуренции на отечественном рынке электротехники.

Государство за честную конкуренцию

О насущности и остроте проблемы с оборотом в промышленности контрафактного товара ранее говорили в Правительстве Российской Федерации. С целью улучшения ситуации запланирована разработка системы комплексного мониторинга и оценки обстановки в сфере борьбы с контрафактом.

Общие положения, ключевые моменты и план мероприятий по реализации отражены в Концепции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 марта 2021 года №551-р. По оценкам специалистов, система позволит отслеживать оборот промышленной продукции в разных отраслях экономики, поможет оперативно выявлять проблемы и прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Месяцем ранее в Правительстве РФ была утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период до 2025 года. Соответствующее распоряжение под № 256-р премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал 6 февраля 2021 года.

Документ призван обеспечить координирование действий органов власти, участников рынка и потребителей с привлечением набора эффективных инструментов, включая широкий перечень межгосударственных механизмов, препятствующих незаконному обороту промышленной продукции на территории России.

В процессе решения поставленных задач будут разработаны и внедрены механизмы борьбы с подделками, усовершенствована нормативно-правовая база и сформированы условия для осуществления максимально эффективного общественного контроля.

Стратегия определяет ключевые системные проблемы оборота продукции. В их число входят:

  • Выпуск товаров промышленного назначения без соблюдения всех обязательных требований нормативной документации Евразийского экономического союза, предъявляемых к безопасности продукции;
  • Незаконное изменение качественных характеристик и модификации изделий для придания им свойств и функций, способствующих продаже, включая вероятность вытеснения с рынка оригинальной продукции методом недобросовестной конкуренции;
  • Изготовление и использование поддельной сопроводительной документации, деклараций, сертификатов и протоколов испытаний продукции, предназначенной для использования в промышленности и т.п.;
  • Наличие «белых пятен» и недоработок в законодательной базе, призванной регулировать незаконный оборот промышленной продукции;
  • Отсутствие в рамках правового поля точных определений незаконного оборота промышленных товаров. Наличие пробелов в формулировке и квалификации отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции. Отсутствие специальной нормативной и правовой базы, регулирующей онлайн-торговлю промышленными товарами;
  • Возможность организации нелегальных поставок подакцизных товаров через внутренние границы Евразийского экономического союза, которая объясняется ощутимой разницей уровня акцизных ставок в странах ЕАЭС.

С учетом основных системных проблем определены самые важные направления государственной политики в сфере оборота контрафактной промышленной продукции. На начальном этапе предполагается разработка понятийного аппарата в нормативно-правовой документации. Кроме того, предстоит определение мер административной и уголовной ответственности за производство контрафакта в ряде отраслей машиностроения.

В документе акцентируется внимание на вопросах развития онлайн-торговли промышленными товарами, подделки сертификатов качества и сопроводительной документации, создания интернет-площадок, где под видом известных торговых марок нередко реализуются товары сомнительного качества.

По оценкам экспертов из Минпромторга России, в секторе электронной продукции чаще всего подделывается светотехника и изделия компонентной базы. Остальные товары фальсифицировать сложнее. В большинстве случаев это экономически невыгодно, поскольку многие изделия подключены к интернету и их подлинность может проверить сам производитель.

В связи с этим основная цель Стратегии заключается в формировании единой системы, призванной предотвратить попадание на отечественный рынок электротехники электронной продукции и компонентов, изготовленных из некачественного сырья и материалов, с использованием устаревших технологий и оборудования, которое не позволяет гарантировать качество выпускаемых изделий.

Документ по противодействию обороту контрафакта в России разработан в тесном сотрудничестве с российскими компаниями-производителями электронной продукции. В его создании активное участие принимали участники торговых рынков, уполномоченные госструктурами и общественными объединениями. Вместе с тем создание Стратегии было бы невозможным без взаимодействия с профильными государственными органами и представителями разных отраслей промышленности.

Это объясняет тот факт, что меры по борьбе с засильем контрафакта и фальсификата, которые нашли отражение в Стратегии по противодействия незаконному обороту промышленной продукции, разработаны в увязке со Стратегией развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года. Соответствующий документ был утвержден распоряжением Правительства РФ № 20-р от 17 января 2020 года.

В Минпромторге уверены, что Стратегия является ключевым документом, на котором базируются основные направления и с учетом его положений осуществляются настройки государственных механизмов по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции на отечественном рынке в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

В документе прописаны первоочередные меры, направленные на противодействие распространению контрафакта. Ожидается, что они позволят перекрыть каналы доступа подделок на российский рынок, в том числе оборудования и комплектующих для электронной промышленности. Например:

  • усовершенствование законодательной базы в сфере противодействия незаконному обороту товаров для промышленности, включая ужесточение ответственности за изготовление, хранение, транспортировку и реализацию неоригинальной продукции;
  • координирование федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательских сообществ, работающих на развитие регионов, для борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции;
  • разработка и внедрение комплексной государственной системы контроля над ситуацией, которая складывается в сфере борьбы с оборотом контрафактных товаров. Предполагается, что функционал системы позволит осуществлять детальный анализ объема незаконного оборота в каждой отрасли промышленности и давать объективную оценку эффекта от использования инструментов мониторинга для всех участников рынка.

Кроме того, Стратегия предусматривает создание госпрограммы для отслеживания товаров, используемых в электронной промышленности, на различных этапах: от стадии производства и переработки до перемещения и продажи с использованием соответствующей маркировки.

В документе также уделено внимание поэтапному внедрению системы маркирования и прослеживания товаров на территории РФ с дальнейшим масштабированием на рынки стран, входящих в состав ЕАЭС, а также постепенное расширение перечня товаров, которые необходимо маркировать.

Единая система маркировки и прослеживаемости товаров – процесса присвоения изделию уникального контрольного идентификационного знака (КИЗ) получила юридический статус в 2018 году. По состоянию на февраль 2021 года в ней насчитывается более 460 тыс. компаний. Система позволяет отслеживать 28,7 млрд кодов.

Путь перемещения товара от сырья до конечного потребителя прослеживается благодаря интеграции системы маркировки с другими государственными информационными системами. По оценкам специалистов, использование маркировки позволяет сократить долю теневой экономики на 50-60%.

Борьбу с засильем контрафакта невозможно представить без формирования нетерпимого отношения общества к использованию контрафактной продукции, находящейся в обороте.

Распоряжением № 897-р от 28 апреля 2018 года Правительство РФ поставило для себя амбициозную цель: до 2024 года на базе Центра развития перспективных технологий создать национальную схему цифровой маркировки всех товарных групп «Честный ЗНАК». Ключевая задача системы состоит в способности гарантировать покупателям оригинальность и заявленное качество товара. С этой целью установлены основные принципы оборота продукции:

  • Нанесение маркировки. На этапе поступления запроса на изготовление продукта система присваивает каждому товару уникальный код, который должен быть размещен на упаковке;
  • Фиксирование этапов. Код – это аналог паспорта, содержащего всю информацию о товаре (место производства, состав, легально ли введен в оборот). Он уникален и застрахован от подделок. Кроме того, код невозможно потерять. С его помощью отслеживается путь перемещения изделия на каждом фиксированном этапе – от изготовителя до потребителя;
  • Сканирование кода и размещение. Система отслеживает переход продукта по всей логистической цепочке, проверяет код в торговой точке на этапе выкладки товара на полку. Это гарантирует потребителю покупку легальной продукции и исключает возможность приобретения подделки;
  • Прямые продажи. В момент прохождения идентифицированного товара через онлайн-кассу система обеспечивает вывод товарной единицы из оборота и не позволяет реализовать контрафакт.

Частью национальной системы маркировки товаров стала разработка приложения «Честный ЗНАК». По сути, это эффективный механизм, обеспечивающий общественный контроль всероссийского масштаба. Число скачиваний превысило 2,3 млн раз.

Если информация о товаре отсутствует в приложении, значит товарная единица не внесена в национальный каталог – стандартизированную базу всех товаров, представленных на российском рынке, где у каждого продукта есть персональный профайл.

В случае, когда код отсутствует на товаре, который относится к категории, подлежащей обязательной маркировке, это означает, что продукция реализуется с нарушениями. Об этом можно сообщить непосредственно в приложении.

Эксперты призывают грамотно противостоять распространению контрафакта, тщательно взвешивать каждое решение и оценивать его последствия. Важно, чтобы борьба с оборотом подделок не закончилась на этапе формирования пакета документов, способных усложнить работу добросовестных производителей и поставщиков, но не затрагивающих интересы «серых» участников рынка.

Идеальное решение – это набор, в который входят:

  • постоянно работающие практики;
  • мониторинг несоответствий;
  • тестирование компонентов;
  • составление списка ответственных поставщиков;
  • прозрачные цепочки поставок;
  • проведение тендеров, где акцент делается не только на стоимости товара.

Учет подделок: хочу всё знать

В Правительстве РФ запланировано создание системы комплексного мониторинга контрафактной продукции. Ожидается, что план будет реализован к 2023 году. Новый инструмент контроля будет создан как продолжение работы над стратегией противодействия обороту контрафакта и фальсификата в разных отраслях экономики.

Единая информационная система будет функционировать в автоматическом режиме. В нее будут поступать данные о выявленной нелегальной продукции, которые сейчас собираются и хранятся разрозненно. Функционал системы позволит сортировать их по отраслям и регионам.

По оценкам специалистов, систематизация информации позволит эффективно противостоять засилью контрафакта, даст возможность более детально изучить рынок, будет способствовать более глубокому пониманию причин и условий, способствующих появлению подделок.

Кроме того, получаемые таким образом сведения позволят дать объективную оценку полноте действующих требований и целесообразности изменения ответственности за производство и распространение нелегальных товаров.

На данный момент мониторинг контрафакта ведется бессистемно. Пока отсутствует единая методология, критерии оценки, налаженная система сбора информации и обмена полученными данными.

Данные федеральной службы государственной статистики, ведомств и отраслевых экспертов не дают возможности вести оперативный и полноценный учет контрафактной продукции. Кроме того, отсутствует единое информационно-функциональное пространство, контроль качества осуществляется в ручном режиме, его алгоритмы и процедуры также не автоматизированы.

Предполагается, что процесс создания комплексного мониторинга будет проходить в два этапа. Первый рассчитан на период 2021–2022 гг. В это время будет разработана и утверждена необходимая нормативно-правовая база, проработаны юридически грамотные процедуры контроля и методики оценки рынков. Также планируется организация проведения регулярного анализа региональных рынков по областям, приоритетным для наблюдения.

До 2023 года на базе государственной информационной системы промышленности (ГИСП) будет создан портал по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Он призван обеспечить возможность автоматического сбора и обработки данных.

Второй этап охватывает следующие три года. Ожидается, что в период 2023–2025 гг. система будет активно развиваться. В частности, увеличится число приоритетных для отслеживания отраслей. Эксперты считают правильным решение Правительства РФ сначала оценить объем оборота нелегальной продукции в рамках одной системы с учетом региональных различий.

«Важен тот факт, что регионам уделяется особое внимание. Ведь на местах, как правило, располагают более развернутой информацией о деятельности полулегальных или нелегальных компаний, но не всегда знают, как бороться с этим явлением. Кроме того, противостояние контрафакту на территории одного региона может быть неэффективным. Необходимо межрегиональное взаимодействие и слаженная работа с центром», – говорит советник президента Центра стратегических разработок Елена Разумова.

Некоторые эксперты подходят к вопросам теневого рынка более комплексно. Они рассматривают это явление с двух сторон. Первая – оборот действительно некачественной продукции, вторая – сложности с выживанием в рамках правового поля.

Например, руководитель GR-практики BMS Law Firm Дмитрий Лесняк считает, что внедрение системы комплексного мониторинга нанесет удар одновременно по двум причинам продаж контрафакта. В результате объем рынка сократится. Но снижение предложения на фоне сохраняющегося спроса будет способствовать росту цен. Вместе с тем можно ожидать улучшения качества продукции.

Борьба с пиратскими бухтами и не только