Вы здесь

Контрафактная продукция на рынке электротехники. Проблемы и решения

Опубликовано ср, 06/16/2021 - 14:19 пользователем Игнатов Сергей

На российском рынке электротехники представлены тысячи наименований продукции различных отечественных и иностранных брендов. И если раньше ключевая проблема потребителя заключалась в приобретении брендового продукта по наиболее выгодной цене, то сегодня существует риск стать обладателем контрафакта.

Насколько часто подделывается продукция известных торговых марок и как производители электротехники борются с пиратством?

Наличие контрафактной продукции на рынке электротехники оказывает негативное влияние на разные сферы деятельности. Это явление можно рассматривать с разных точек зрения. Недобросовестные производители подделывают логотипы и внешний вид продукта, на который наносят товарные знаки и лейблы известных брендов. При этом они игнорируют патенты, лицензии и авторские права правообладателя.

 К контрафакту также можно отнести нарушение технологии производства электротехнических изделий, на которых присутствует атрибутика знаменитых торговых марок. Сборка таких устройств не проходит сертификацию. В этом случае использование некачественных электрических устройств может нести угрозу безопасности людей и стать причиной отказа оборудования.

Когда контрафакт попадает в производственную цепочку поставок, резко возрастает риск возгораний, способных причинить серьезный материальный ущерб. Наличие даже одного контрафактного компонента может аннулировать гарантии на установки и целые системы, что также чревато финансовыми убытками. Нередко подделки реализуются на рынке по ценам оригиналов.

Контрафакт оказывает негативное влияние на экономику стран, в которых он производится и находит своего потребителя. Например, оборот поддельной продукции приводит к снижению потока зарубежных инвестиций, поскольку известные бренды неохотно открывают свои производства в таких странах.

Вследствие оборота подделок снижается сумма налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и упускается возможность внедрения иностранных передовых технологий. В долгосрочной перспективе это приводит к потере рабочих мест и замедляет экономический рост стран с негативной репутацией. Также существует риск повышения социальных издержек, связанных с производственным травматизмом и гибелью людей из-за использования контрафактных электроустройств в цепочке поставок.

Пиратству – бой!

Борьба с фальсификатом – задача не только важная. Она архисложная, но всё же решаемая. В число ключевых компонентов борьбы с насыщением рынка контрафактной и пиратской продукцией входят:

  • юридическая и техническая защита имущественных объектов;
  • внедрение строгих протоколов испытаний и процедур контроля качества;
  • улучшение коммуникации в цепочке поставок.

Кроме того, существует несколько эффективных инструментов, внедрение которых делает стратегию противостояния подделкам максимально эффективной:

  1. Регистрация торговых марок во всех странах, где компания выпускает, лицензирует и реализует свой продукт.
  2. Вступление в профильные отраслевые ассоциации.
  3. Нанесение защиты на конечный продукт. Наличие логотипов, голограмм, товарных знаков, маркеров и специальных меток, которые сложно воспроизвести или удалить, не гарантирует 100%-ную защиту от фальсификации. Однако они могут увеличить затраты на производство подделок и тем самым сделать электротехническую продукцию менее привлекательным источником дохода.
  4. Мониторинг рынка. Одним из наиболее эффективных инструментов контроля эксперты называют изучение и испытание образцов, полученных с открытых рынков и онлайн-площадок.

Положительный результат может принести распространение информации о том, что компания-изготовитель проводит такие испытания, ведет учет производителей контрафактного товара, рассылает письма с требованием прекратить противоправную деятельность и ставит в известность правоохранительные органы о выявленных нарушениях.

Не менее важно внедрение жесткого производственного и предотгрузочного контроля, а также проведение проверок в порту ввоза и в точках поступления на рынок. Известны случаи, когда недобросовестные продавцы скрывали фальсификат в партиях подлинного товара.

  1. Участие в программах таможенного контроля.
  2. Реализация политики борьбы с контрафактом. Наличие такой политики, а также разработка различных программ защиты бренда служит подтверждением того, что компания принимает все необходимые меры, препятствующие распространению пиратской продукции. Например, составными элементами одной из программ может быть разработка несложных протоколов или внедрение онлайн-механизмов, способствующих выявлению подделок.

В апреле 2021 года компания TDM ELECTRIC – производитель и поставщик светотехнического оборудования и электротехники под собственной торговой маркой, приняла участие в выездном заседании Российского Союза строителей, которое прошло во Владимире. В ходе мероприятия представители компании выступили с предложением об использовании методических рекомендаций по определению контрафактного товара.

В TDM ELECTRIC уверены, что консолидация усилий в рамках сотрудничества с застройщиками будет способствовать защите рынка строительных материалов от контрафакта, а потребителей – от рисков, связанных с использованием некачественной продукции.

В компании уже разработаны собственные методические рекомендации для выявления подделок. Наличие «входного контроля» позволит пресечь использование контрафактных электротехнических изделий и тем самым повысить надежность объектов недвижимости. В сложных случаях компания планирует проверять качество продукции за свой счет.

В 2020 году TDM ELECTRIC вошла в состав Ассоциации «Национальное объединение производителей стройматериалов, изделий и конструкций» и инициировала учреждение внутри профильной организации комитета по содействию и развитию конкурентного рынка свето- и электротехники для строительной отрасли РФ.

Такое решение вызвано стремлением компании бороться с фальсификатом и распространением контрафакта в своей сфере институционально. Новый орган стал отраслевым объединением производителей электротехники, способствующим формированию «здоровой» конкуренции на российском рынке.

«Ситуация, которая в настоящее время сложилась на отечественном рынке электротехники, поражает уровнем недобросовестной конкурентной борьбы. Ведутся постоянные «войны сертификатов», общественность выдвигает бесчисленные (и не всегда обоснованные) требования к изготовителям и поставщикам электротехнической продукции, проводятся массовые «лжезакупки» и «псевдопроверки» качества товара. При этом государственные контролирующие органы, которые должны выполнять функцию независимого арбитра, из-за несовершенства законодательной базы, по сути, стали «заложниками» в руках недобросовестных конкурентов», – делится своей точкой зрения директор по связям с органами государственной власти и общественностью компании TDM ELECTRIC Дмитрий Зорин.

Созданный Комитет взял на себя роль защитника участников рынка, разделяющих политику честной конкуренции и поддерживающих идею усиления ответственности для недобросовестных компаний. Учредители отраслевого объединения выделили ряд приоритетных задач:

  • Проведение общественной дискуссии на площадках профильных министерств с участием представителей законодательной и исполнительной власти, а также экспертов по вопросам повышения эффективности системы контроля качества товаров и противодействия засилью контрафакта в промышленности;
  • Формирование реальных механизмов взаимодействия с регулирующими органами и комиссиями с целью выявления фактов изготовления и реализации подделок;
  • Пресечение попыток проявления недобросовестной конкуренции, в том числе со стороны действующих отраслевых ассоциаций, которые под видом борьбы с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции оказывают беспрецедентное давление (вплоть до использования методов психологического принуждения) на конкурентов и дистрибьюторов, не входящих в состав того или иного объединения;
  • Подготовка и продвижение законодательных инициатив, призванных сформировать здоровую конкуренцию в отрасли и направленных на регулирование рынка электротехники.

13 ноября 2020 года состоялось первое заседание Комитета. В ходе мероприятия был одобрен «План первоочередных действий по содействию развитию конкурентного рынка свето- и электротехники для строительной отрасли Российской Федерации», рассчитанный до середины текущего года.

В дальнейшем результаты его реализации будут проанализированы и представлены на рассмотрение профессионального сообщества. Это станет первым итогом практической деятельности Комитета в борьбе за оздоровление конкуренции на отечественном рынке электротехники.

Государство за честную конкуренцию

О насущности и остроте проблемы с оборотом в промышленности контрафактного товара ранее говорили в Правительстве Российской Федерации. С целью улучшения ситуации запланирована разработка системы комплексного мониторинга и оценки обстановки в сфере борьбы с контрафактом.

Общие положения, ключевые моменты и план мероприятий по реализации отражены в Концепции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 марта 2021 года №551-р. По оценкам специалистов, система позволит отслеживать оборот промышленной продукции в разных отраслях экономики, поможет оперативно выявлять проблемы и прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Месяцем ранее в Правительстве РФ была утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период до 2025 года. Соответствующее распоряжение под № 256-р премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал 6 февраля 2021 года.

Документ призван обеспечить координирование действий органов власти, участников рынка и потребителей с привлечением набора эффективных инструментов, включая широкий перечень межгосударственных механизмов, препятствующих незаконному обороту промышленной продукции на территории России.

В процессе решения поставленных задач будут разработаны и внедрены механизмы борьбы с подделками, усовершенствована нормативно-правовая база и сформированы условия для осуществления максимально эффективного общественного контроля.

Стратегия определяет ключевые системные проблемы оборота продукции. В их число входят:

  • Выпуск товаров промышленного назначения без соблюдения всех обязательных требований нормативной документации Евразийского экономического союза, предъявляемых к безопасности продукции;
  • Незаконное изменение качественных характеристик и модификации изделий для придания им свойств и функций, способствующих продаже, включая вероятность вытеснения с рынка оригинальной продукции методом недобросовестной конкуренции;
  • Изготовление и использование поддельной сопроводительной документации, деклараций, сертификатов и протоколов испытаний продукции, предназначенной для использования в промышленности и т.п.;
  • Наличие «белых пятен» и недоработок в законодательной базе, призванной регулировать незаконный оборот промышленной продукции;
  • Отсутствие в рамках правового поля точных определений незаконного оборота промышленных товаров. Наличие пробелов в формулировке и квалификации отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции. Отсутствие специальной нормативной и правовой базы, регулирующей онлайн-торговлю промышленными товарами;
  • Возможность организации нелегальных поставок подакцизных товаров через внутренние границы Евразийского экономического союза, которая объясняется ощутимой разницей уровня акцизных ставок в странах ЕАЭС.

С учетом основных системных проблем определены самые важные направления государственной политики в сфере оборота контрафактной промышленной продукции. На начальном этапе предполагается разработка понятийного аппарата в нормативно-правовой документации. Кроме того, предстоит определение мер административной и уголовной ответственности за производство контрафакта в ряде отраслей машиностроения.

В документе акцентируется внимание на вопросах развития онлайн-торговли промышленными товарами, подделки сертификатов качества и сопроводительной документации, создания интернет-площадок, где под видом известных торговых марок нередко реализуются товары сомнительного качества.

По оценкам экспертов из Минпромторга России, в секторе электронной продукции чаще всего подделывается светотехника и изделия компонентной базы. Остальные товары фальсифицировать сложнее. В большинстве случаев это экономически невыгодно, поскольку многие изделия подключены к интернету и их подлинность может проверить сам производитель.

В связи с этим основная цель Стратегии заключается в формировании единой системы, призванной предотвратить попадание на отечественный рынок электротехники электронной продукции и компонентов, изготовленных из некачественного сырья и материалов, с использованием устаревших технологий и оборудования, которое не позволяет гарантировать качество выпускаемых изделий.

Документ по противодействию обороту контрафакта в России разработан в тесном сотрудничестве с российскими компаниями-производителями электронной продукции. В его создании активное участие принимали участники торговых рынков, уполномоченные госструктурами и общественными объединениями. Вместе с тем создание Стратегии было бы невозможным без взаимодействия с профильными государственными органами и представителями разных отраслей промышленности.

Это объясняет тот факт, что меры по борьбе с засильем контрафакта и фальсификата, которые нашли отражение в Стратегии по противодействия незаконному обороту промышленной продукции, разработаны в увязке со Стратегией развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года. Соответствующий документ был утвержден распоряжением Правительства РФ № 20-р от 17 января 2020 года.

В Минпромторге уверены, что Стратегия является ключевым документом, на котором базируются основные направления и с учетом его положений осуществляются настройки государственных механизмов по борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции на отечественном рынке в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

В документе прописаны первоочередные меры, направленные на противодействие распространению контрафакта. Ожидается, что они позволят перекрыть каналы доступа подделок на российский рынок, в том числе оборудования и комплектующих для электронной промышленности. Например:

  • усовершенствование законодательной базы в сфере противодействия незаконному обороту товаров для промышленности, включая ужесточение ответственности за изготовление, хранение, транспортировку и реализацию неоригинальной продукции;
  • координирование федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательских сообществ, работающих на развитие регионов, для борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции;
  • разработка и внедрение комплексной государственной системы контроля над ситуацией, которая складывается в сфере борьбы с оборотом контрафактных товаров. Предполагается, что функционал системы позволит осуществлять детальный анализ объема незаконного оборота в каждой отрасли промышленности и давать объективную оценку эффекта от использования инструментов мониторинга для всех участников рынка.

Кроме того, Стратегия предусматривает создание госпрограммы для отслеживания товаров, используемых в электронной промышленности, на различных этапах: от стадии производства и переработки до перемещения и продажи с использованием соответствующей маркировки.

В документе также уделено внимание поэтапному внедрению системы маркирования и прослеживания товаров на территории РФ с дальнейшим масштабированием на рынки стран, входящих в состав ЕАЭС, а также постепенное расширение перечня товаров, которые необходимо маркировать.

Единая система маркировки и прослеживаемости товаров – процесса присвоения изделию уникального контрольного идентификационного знака (КИЗ) получила юридический статус в 2018 году. По состоянию на февраль 2021 года в ней насчитывается более 460 тыс. компаний. Система позволяет отслеживать 28,7 млрд кодов.

Путь перемещения товара от сырья до конечного потребителя прослеживается благодаря интеграции системы маркировки с другими государственными информационными системами. По оценкам специалистов, использование маркировки позволяет сократить долю теневой экономики на 50-60%.

Борьбу с засильем контрафакта невозможно представить без формирования нетерпимого отношения общества к использованию контрафактной продукции, находящейся в обороте.

Распоряжением № 897-р от 28 апреля 2018 года Правительство РФ поставило для себя амбициозную цель: до 2024 года на базе Центра развития перспективных технологий создать национальную схему цифровой маркировки всех товарных групп «Честный ЗНАК». Ключевая задача системы состоит в способности гарантировать покупателям оригинальность и заявленное качество товара. С этой целью установлены основные принципы оборота продукции:

  • Нанесение маркировки. На этапе поступления запроса на изготовление продукта система присваивает каждому товару уникальный код, который должен быть размещен на упаковке;
  • Фиксирование этапов. Код – это аналог паспорта, содержащего всю информацию о товаре (место производства, состав, легально ли введен в оборот). Он уникален и застрахован от подделок. Кроме того, код невозможно потерять. С его помощью отслеживается путь перемещения изделия на каждом фиксированном этапе – от изготовителя до потребителя;
  • Сканирование кода и размещение. Система отслеживает переход продукта по всей логистической цепочке, проверяет код в торговой точке на этапе выкладки товара на полку. Это гарантирует потребителю покупку легальной продукции и исключает возможность приобретения подделки;
  • Прямые продажи. В момент прохождения идентифицированного товара через онлайн-кассу система обеспечивает вывод товарной единицы из оборота и не позволяет реализовать контрафакт.

Частью национальной системы маркировки товаров стала разработка приложения «Честный ЗНАК». По сути, это эффективный механизм, обеспечивающий общественный контроль всероссийского масштаба. Число скачиваний превысило 2,3 млн раз.

Если информация о товаре отсутствует в приложении, значит товарная единица не внесена в национальный каталог – стандартизированную базу всех товаров, представленных на российском рынке, где у каждого продукта есть персональный профайл.

В случае, когда код отсутствует на товаре, который относится к категории, подлежащей обязательной маркировке, это означает, что продукция реализуется с нарушениями. Об этом можно сообщить непосредственно в приложении.

Эксперты призывают грамотно противостоять распространению контрафакта, тщательно взвешивать каждое решение и оценивать его последствия. Важно, чтобы борьба с оборотом подделок не закончилась на этапе формирования пакета документов, способных усложнить работу добросовестных производителей и поставщиков, но не затрагивающих интересы «серых» участников рынка.

Идеальное решение – это набор, в который входят:

  • постоянно работающие практики;
  • мониторинг несоответствий;
  • тестирование компонентов;
  • составление списка ответственных поставщиков;
  • прозрачные цепочки поставок;
  • проведение тендеров, где акцент делается не только на стоимости товара.

Учет подделок: хочу всё знать

В Правительстве РФ запланировано создание системы комплексного мониторинга контрафактной продукции. Ожидается, что план будет реализован к 2023 году. Новый инструмент контроля будет создан как продолжение работы над стратегией противодействия обороту контрафакта и фальсификата в разных отраслях экономики.

Единая информационная система будет функционировать в автоматическом режиме. В нее будут поступать данные о выявленной нелегальной продукции, которые сейчас собираются и хранятся разрозненно. Функционал системы позволит сортировать их по отраслям и регионам.

По оценкам специалистов, систематизация информации позволит эффективно противостоять засилью контрафакта, даст возможность более детально изучить рынок, будет способствовать более глубокому пониманию причин и условий, способствующих появлению подделок.

Кроме того, получаемые таким образом сведения позволят дать объективную оценку полноте действующих требований и целесообразности изменения ответственности за производство и распространение нелегальных товаров.

На данный момент мониторинг контрафакта ведется бессистемно. Пока отсутствует единая методология, критерии оценки, налаженная система сбора информации и обмена полученными данными.

Данные федеральной службы государственной статистики, ведомств и отраслевых экспертов не дают возможности вести оперативный и полноценный учет контрафактной продукции. Кроме того, отсутствует единое информационно-функциональное пространство, контроль качества осуществляется в ручном режиме, его алгоритмы и процедуры также не автоматизированы.

Предполагается, что процесс создания комплексного мониторинга будет проходить в два этапа. Первый рассчитан на период 2021–2022 гг. В это время будет разработана и утверждена необходимая нормативно-правовая база, проработаны юридически грамотные процедуры контроля и методики оценки рынков. Также планируется организация проведения регулярного анализа региональных рынков по областям, приоритетным для наблюдения.

До 2023 года на базе государственной информационной системы промышленности (ГИСП) будет создан портал по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Он призван обеспечить возможность автоматического сбора и обработки данных.

Второй этап охватывает следующие три года. Ожидается, что в период 2023–2025 гг. система будет активно развиваться. В частности, увеличится число приоритетных для отслеживания отраслей. Эксперты считают правильным решение Правительства РФ сначала оценить объем оборота нелегальной продукции в рамках одной системы с учетом региональных различий.

«Важен тот факт, что регионам уделяется особое внимание. Ведь на местах, как правило, располагают более развернутой информацией о деятельности полулегальных или нелегальных компаний, но не всегда знают, как бороться с этим явлением. Кроме того, противостояние контрафакту на территории одного региона может быть неэффективным. Необходимо межрегиональное взаимодействие и слаженная работа с центром», – говорит советник президента Центра стратегических разработок Елена Разумова.

Некоторые эксперты подходят к вопросам теневого рынка более комплексно. Они рассматривают это явление с двух сторон. Первая – оборот действительно некачественной продукции, вторая – сложности с выживанием в рамках правового поля.

Например, руководитель GR-практики BMS Law Firm Дмитрий Лесняк считает, что внедрение системы комплексного мониторинга нанесет удар одновременно по двум причинам продаж контрафакта. В результате объем рынка сократится. Но снижение предложения на фоне сохраняющегося спроса будет способствовать росту цен. Вместе с тем можно ожидать улучшения качества продукции.

Борьба с пиратскими бухтами и не только

Российский рынок кабельно-проводниковой продукции активно борется с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции, от которой страдают как потребители, так и правообладатели торговых марок.

Однако в секторе проводов и кабелей энергетического назначения доля подделок по-прежнему остается достаточно высокой. Недобросовестные участники рынка осознанно продолжают поставлять на прилавки магазинов некачественные изделия, не соответствующие требованиям нормативной документации.  

Основным отличием фальсифицированной КПП является заниженное качество токопроводящей жилы, оболочки и слоя изоляционного материала. Человеку без специальных знаний крайне сложно отличить контрафакт от кабеля, изготовленного с учетом всех требований безопасности.

Задача непростая, но все же вполне решаемая. В большинстве случаев на такой продукции отсутствует маркировка. Товар производится мелкими предприятиями, поставляется без сертификатов соответствия и эксплуатационных документов. Кроме того, кабель может значительно отличаться по весу, поскольку недобросовестным производителем внесены изменения в его конструкцию, например, занижена толщина жилы или подменены материалы.

В результате таких действий резко возрастает риск причинения ущерба объектам, на территории которых проложен контрафактный кабель. Кроме того, использование подделок может причинить вред здоровью людей. В некоторых случаях даже возникает угроза жизни.

По данным МЧС, из-за нарушений в работе электрических сетей и оборудования происходит около 76% возгораний в жилых домах, 63% пожаров в учебных заведениях и 49% – в медицинских учреждениях и на объектах социальной сферы.

В феврале 2015 года в Министерстве юстиции РФ было зарегистрировано юридическое образование под названием «Ассоциация производителей и продавцов электротехники по контролю методов реализации продукции – Честная позиция». Работа организации ведется в двух направлениях:

  1. Реализация и закрепление принципов честного ведения бизнеса на рынке электротехники. Контроль за соблюдением основ добросовестной конкуренции, в том числе отказ от незаконных методов реализации товара и мотивации покупателей.
  2. Борьба за соответствие заявленных в документации технических характеристик электротехнической продукции реальным.

Ассоциация объединила 60 крупнейших участников рынка – 50 производителей и 10 дистрибьютеров. Совместно с другими организациями она реализует ряд антиконтрафактных проектов:

  • Соответствие в светотехнике. Проект призван обеспечить здоровую конкуренцию среди компаний-производителей и трейдеров светодиодной продукции. С этой целью участники рынка информируются о фактических технических характеристиках LED-приборов в сопроводительной документации.

Кроме этого, в рамках проекта проводится мониторинг рынка, в ходе которого выявляется и изымается из оборота фальсифицированная светотехническая продукция, потенциально опасная для здоровья и жизни потребителей.

Благодаря слаженной работе компаний-участниц на рынке светотехники наметилась положительная динамика. Оздоровление достигнуто за счет выполнения достигнутых договоренностей и проведения перекрестных проверок.

Результатом действий, предпринятых участниками проекта, стало деление рынка на две части. В одну из них вошли добросовестные компании, которые начали приводить свою продукцию в соответствие с требованиями ТР ТС. Вторая часть сформирована производителями фальсификата и контрафакта, действующими исключительно в собственных интересах.

В сложившейся ситуации возникла необходимость разработки эффективного механизма воздействия на недобросовестных участников рынка светотехники. В 2020 г. АЧП предложила внести коррективы в формат проекта и изменить план работы. В частности, была инициирована реализация проекта на базе Ассоциации, которая берет на себя ответственность за его работу.

На протяжении года выполнено:

- разработан алгоритм, позволяющий правильно организовать проверку качества с юридической точки зрения;

- предложена возможность проведения бесплатного технического аудита. Услуга доступна для государственных учреждений и крупных корпораций;

- проведена проверка около 400 сертификатов и деклараций. В 300 документах эксперты выявили признаки нарушений;

- разработаны и опубликованы рекомендации для торговых компаний и дистрибьюторов об отказе от реализации товаров, не соответствующих требованиям Технических регламентов.

На 2021 год запланировано проведение проверок двух категорий светотехнической продукции, отличающихся большими объемами продаж и импорта товаров. К ним относятся LED-панели со встроенным драйвером, ДПО офисные для B2B и DIY-сегмента.

  • Кабель без опасности. 14 апреля 2016 года отраслевые ассоциации и участники рынка кабельно-проводниковой продукции, подписали заявление, направленное на борьбу с распространением контрафакта. Инициатива получила широкий резонанс в профессиональной среде.

В результате участниками проекта стали более 140 производителей, дистрибьюторов и потребителей КПП. В период 2017–2019 гг. совместными усилиями было обнаружено более 10 «заводов-призраков» и аннулировано свыше 100 сертификатов на продукцию.

В 2020 году, несмотря на пандемию коронавируса, «Кабель без опасности» продолжал развиваться. В частности, проведено масштабное исследование рынка кабельно-проводниковой продукции, отобрано и испытано в специализированных лабораториях 220 образцов кабеля 66 производителей.

Участники проекта разработали и опубликовали на сайте Ассоциации методические рекомендации по проверке качества продукции. По сути, методичка выполняет роль пошаговой инструкции, которая помогает участникам рынка выработать и реализовать правильный алгоритм действий при возникновении сомнений в качестве товара.

Эксперты отрасли проработали юридический аспект закупки и отбора образцов КПП, предшествующий обращению в контрольно-надзорные органы. Кроме того, были внедрены новые модели действия заводов-производителей и дистрибьюторов, предотвращающие ошибки и нарушение прав участников рынка. В работе над этими алгоритмами использован опыт прошлых лет, поэтому был введен системный подход с перекрестным контролем материалов на ключевых этапах.

  • Честный стандарт. Кабеленесущие системы. К работе над проектом привлекаются аккредитованные на соответствующие типы исследований испытательные лаборатории с незапятнанной репутацией, которые на постоянной основе проводят проверку заявленных заводом-изготовителем технических характеристик. В дальнейшем результаты тестирования публикуются на сайте Ассоциации. Проект преследует важную цель: оказание помощи потребителям в приобретении качественной электротехнической продукции, технические характеристики которой совпадают с заявленными и полностью соответствуют требованиям нормативных документов.
  • Честный выключатель. Проект направлен на обеспечение честной конкуренции в секторе низковольтных аппаратов защиты, управления и распределения, а также снижение доли контрафакта на российском рынке электротехники.

Реализация этих проектов поможет повысить эффективность системы контроля качества, обеспечить противодействие недобросовестной конкуренции, снизить количество контрафактной и фальсифицированной продукции на российском рынке.

В феврале 2020 года Росстандарт и Ассоциация «Честная позиция» заключили Соглашение о взаимодействии в сфере контроля качества и соответствия обязательным требованиям электротехнической продукции.

Представители сторон поставили подписи под документом, в котором договорились обмениваться информацией и проводить совместные мероприятия в сфере борьбы с контрафактом. В частности, обеспечивать контроль качества и соответствия электротехники требованиям технических регламентов.

Комплекс этих мер призван скоординировать усилия, создать прочную базу для предупреждения и пресечения нарушений в вопросах качества товаров, представленных на отечественном рынке электротехники.

Слаженная работа двух организаций поможет повысить заинтересованность производителей и трейдеров в честном ведении бизнеса. Кроме того, взаимодействие Роспотребнадзора и АЧП будет способствовать формированию согласованной позиции в процессе обсуждения нормативно-правовой документации по стандартизации в сфере технического регулирования электротехнической продукции.

«Честная позиция»: и вновь продолжается бой

В прошедшем году были открыты представительства АЧП на территории Уральского и Сибирского федеральных округов. Представители Ассоциации координируют деятельность участников рынка в субъектах РФ, при этом особое внимание уделяется объектам социальной сферы.

Региональные координаторы действуют в тесном сотрудничестве с местными производителями, дистрибьютерами и покупателями. Благодаря этому взаимодействию «Честная позиция» оперативно получает достоверную информацию о положении дел в кабельной отрасли по всей России.

В процессе исследования ситуации в УФО внимание Ассоциации привлекла компания «Промстройкабель» (ООО «ПСК»). Завод специализируется на производстве кабельно-проводниковой продукции. Правда, производственный процесс осуществляется в специфических условиях – на территории закрытого административно-территориального образования, расположенного в г. Трёхгорный (Челябинский район).

С помощью тайного покупателя Ассоциация изучила деятельность компании. Таким образом был выявлен очередной недобросовестный участник рынка. Результаты расследования показали следующее:

  1. Компания «Промстройкабель» выпускает КПП более 10 лет.
  2. В год на рынок поступает около 480 тыс. метров фальсифицированного товара производства ПСК.
  3. Продукция завода реализовывалась в Уфе, Омске, Тюмени и экспортировалась в Казахстан.
  4. На кабеле отсутствует маркировка.
  5. Изделия не сертифицированы.
  6. Покупатель лишен права вернуть товар и предъявить рекламации производителю в случае обнаружения дефектов или заводского брака. Фальсификаторы исключили возможность возврата, отгружая готовую продукцию с использованием счета-фактуры, в которой не указан производитель. Кроме того, товар поставлялся без необходимой сопроводительной документации.

Дальнейшие действия проводились согласно регламенту. На первом этапе были отобраны образцы продукции, приобретенной у ООО «ПСК», с привлечением представителей Торгово-промышленной палаты РФ. На втором этапе отобранные с учетом всех формальностей экземпляры кабеля ВВГнг(А)-LS 3×10 и ВВГнг(А)-LS 5×10 направлены на проверку в сертифицированный испытательный центр.

Тестирование выявило несоответствие продукции завода заявленным параметрам. В частности, снижен слой изоляции, уменьшено сопротивление токоведущей жилы, занижена светопроницаемость. Результаты экспертизы подтвердили, что изделия компании «Промстройкабель» не отвечают требованиям ГОСТов.

В таких случаях вся собранная информация и результаты независимых исследований передаются не только в контрольно-надзорные органы, но и в правоохранительные. Данные о сложившейся ситуации доводятся до ведома губернатора региона, на территории которого действует фальсификатор.

Контрафакт опасен. Но об этом не задумываются нечистые на руку дельцы, думающие только о наживе. В 2020 году список недобросовестных производителей КПП пополнился еще одним «хитрым» участником рынка. Речь идет об ООО «КОМПАНИЯ ДОРИ».

В Ассоциацию поступила информация о том, что на производственной площадке в г. Талдоме (Московская область) незаконно выпускается продукция под торговыми марками REMZ и RТ-кабель. Представители «Честной позиции» посетили предприятие, провели независимое расследование и собрали факты, подтверждающие достоверность полученной ранее информации.

В ходе расследования стало известно, что на протяжении нескольких лет компании ООО «РЭМЗ» и «RТ-Кабель» (настоящий правообладатель брендов – компания TDM ELECTRIC) поставляли КПП в строительные сети России. Роль посредника в этих поставках выполняла «КОМПАНИЯ ДОРИ».

В феврале 2020 года договоры о сотрудничестве производителей с посредником были расторгнуты. Таким образом ДОРИ утратила право доступа к кабельно-проводниковой продукции ООО «РЭМЗ» и «РТ-Кабель».

В попытке сохранить устоявшийся источник дохода руководством ООО «КОМПАНИЯ ДОРИ» было организовано незаконное производство кабеля под видом продукции бывших деловых партнеров на арендованной производственной площадке ООО «ТК Северный». Фальсификаторы подделывали всё: от маркировки и этикеток до пакета сопроводительной документации.

Производство контрафактной продукции было запущено в апреле. К августу ежемесячный объем отгрузок составлял 1,2 тыс. км кабеля.

Тестирование отобранных образцов на базе аккредитованной лаборатории показало, что продукция изготовлена с нарушениями технологии производства и не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011).

Испытания аналогичных образцов были проведены Росстандартом. Результаты исследования подтвердили наличие несоответствий. На производственной площадке в Подмосковье выпускался контрафакт, который отличается от оригинала заниженным сечением токопроводящей жилы, неравномерным слоем оболочки и изоляции.

Дальнейшее расследование деятельности ООО «КОМПАНИЯ ДОРИ» показало, что низкокачественная контрафактная продукция реализовывалась через сеть известных строительных магазинов. Факт распространения подтвержден СМТУ Росстандарта в строймаркетах «Сатурн», расположенных на территории Сибирского федерального округа. Кроме того, подделка обнаружена в магазинах этой торговой сети в других регионах России.

С целью пресечения оборота контрафакта Ассоциация «Честная позиция» обратилась к руководству сети строймаркетов «Сатурн» с требованием приостановить продажу некачественной продукции и принять меры в соответствии с положениями Федерального закона № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании». Аналогичные обращения были направлены в другие сети, где может продаваться кабельный контрафакт.

Сотрудники правоохранительных органов провели доследственную проверку на заводе в г. Талдом. В результате была обнаружена и изъята документация ООО «КОМПАНИЯ ДОРИ», подтверждающая факт выпуска кабеля под видом ООО «РЭМЗ» и «РТ-Кабель», бирки и 74 паллета готовой продукции общей стоимостью 15 млн руб.

К сожалению, это типичная ситуация для кабельной отрасли и рынка строительных материалов в целом. По оценкам экспертов, в том числе по данным Минпромторга, на долю контрафакта приходится около 70%. Все участники рынка заинтересованы в снижении этой цифры и сведении ее к нулю.

Заинтересованность в честной конкуренции объясняется просто. Во-первых, это безопасность потребителей. Во-вторых, экономический фактор. Ведь фальсификаторы не платят налоги, не инвестируют средства в развитие производства и внедрение инноваций. В-третьих, репутационные потери, которые несут правообладатели торговых марок и брендов.

Ассоциация «Честная позиция» внедряет всё больше технологий для снижения оборота контрафакта на рынке. Одним из наиболее важных проектов АЧП на текущий год является внедрение единой системы входного контроля (ЕСВК) у дистрибьютеров электротехнической продукции.

По оценкам экспертов, это станет весомым вкладом в борьбу с подделками. Не секрет, что основной объем товара реализуется с помощью трейдеров. Функционирование совместной площадки, обеспечивающей отсев контрафакта и передачу информации всем участникам рынка, может стать тем эффективным инструментом, который рынку необходим.

Инновации против подделок

Часто «серая» электротехника продается на рынке под видом «белой». Иногда потребители делают такой выбор осознанно. Например, чтобы сэкономить. Но в большинстве случаев контрафакт реализуется по ценам оригинала. Подделку сложно отличить: она промаркирована, «украшена» логотипами известных брендов и поставляется с обширным пакетом сопроводительных документов.

Новое решение в области защиты потребителей от контрафактной продукции предлагает ГК «Москабельмет».  В августе 2020 года компания представила свою новую разработку – электронный чип, радиометку с уникальным кодом, которая встраивается под защитной оболочкой кабеля.

Кабель с радиочастотной идентификацией зарегистрирован в российской кабельной промышленности впервые. Он получил название MAGNETAG. По сути, это электронный паспорт КПП.

Невидимые глазу метки расположены по всей длине изделия. С помощью мобильного телефона, с установленным в него специальным приложением, пользователь может узнать всю необходимую информацию о продукте: марку, характеристики, дату производства, название завода-изготовителя, длину и пользовательские данные.

По оценкам экспертов, продукция MAGNETAG способна обеспечить 100%-ную защиту от подделки. Сфальсифицировать чип невозможно. Покупка меток оперативно проверяется их наличием в приложении. Использование радиометок решает несколько задач одновременно:

  • Экономия времени на поиск нужной информации о кабеле без его разрыва;
  • Возможность определить длину без измерительных приборов и механических средств измерения;
  • Упрощение системы маркировки и ведения журналов учета;
  • Надежное хранение данных в компьютерной программе, в отличие от этикеток, подверженных механическому повреждению;
  • Возможность фиксации любых сведений (истории эксплуатации) пользователем применительно к отдельной радиометке или группе;
  • Сокращение затрат персонала и финансовых издержек при проведении монтажных работ на кабельных линиях.

Кабель с радиочастотной идентификацией рассчитан на номинальное напряжение до 35 кВ. Изделие выпускается с сечением от 18 мм. Для КПП меньшего диаметра метка встраивается в кабельную тару.

Продукцию MAGNETAG можно использовать на объектах метрополитена и капитального строительства, в электросетевом хозяйстве предприятий и организаций различных отраслей промышленности, в том числе расположенных в регионах с суровыми климатическими условиями. Срок эксплуатации составляет 30-50 лет.

Специалисты отмечают, что использование инновационной технологии не требует изменения конструкции и характеристик кабеля. Кроме того, чипированная кабельно-проводниковая продукция не нуждается в дополнительной сертификации.

Кабельный камуфляж

Качество материалов является одним из наиболее важных вопросов строительной индустрии. Сегодня от подделок не застрахован ни один добросовестный производитель продукции строительного назначения. Подделывается всё: от сухих смесей до КПП.

На рынке сложно найти бренд, который не пострадал от увеличения доли контрафактного товара, продаваемого по цене ниже рыночной. Некачественная продукция, которая не проверяется и не сертифицируется, характеризуется низкими техническими свойствами. В конечном итоге это отражается на стоимости строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта, но ставит под угрозу его безопасность.

По оценкам специалистов, в секторе кабельно-проводниковой продукции складывается весьма специфичная ситуация с системой поддержки фальсификата. Некоторые торговые сети учредили ассоциацию – некоммерческую организацию и объявили, что совместными усилиями будут бороться с незаконным оборотом контрафактной продукции.

Компании – участники этого объединения платят от 500 тыс. до 2,5 млн руб. (размер суммы зависит от оборота предприятия) и могут поставлять на рынок любой кабель. После этого цена продукции волшебным образом снижается на 10-15%. Следует подчеркнуть, что это происходит на высококонкурентном рынке с низкомаржинальным товаром. Не удивительно, что ритейлеры оперативно пускают эту продукцию в продажу.

У некачественного кабеля занижается диаметр токонесущей жилы, но на оболочке стоит маркировка, свидетельствующая о том, что товар оригинальный. Трейдеры осознают возможные риски по претензиям и организовали свою работу так, что ответственность ложится на завод-изготовитель.

Реализация хитрой схемы приводит к тому, что добросовестные производители кабельной продукции, которые не вошли в ассоциацию, терпят убытки. Кроме того, они вынуждены регулярно сталкиваться с проверками Росстандарта. Проверяющие приходят по направлению псевдорегулятора, который манипулирует надзорным органом и обвиняет честное предприятие в производстве подделок.

Важно четко понимать, какое мероприятие проводится в рамках борьбы с оборотом фальсификата, а что подпадает под определение недобросовестной конкуренции, замаскированной под противостояние контрафакту.

В качестве примера можно привести ООО «ГОСТКАБЕЛЬ» из Екатеринбурга. Деятельность предприятия постоянно проверяется надзорными органами. Проверки проводятся по инициативе одного из таких объединений-псевдоборцов за добросовестную конкуренцию и очистку рынка от контрафактного кабеля.

На деле это объединение с помощью угроз и нечестного давления пытается вытеснить конкурента с рынка и монополизировать его для компаний-участниц.

Выход из сложившейся ситуации может быть только комплексным. Здесь одной законодательной инициативы недостаточно. Необходимо, чтобы наряду с ужесточением ответственности заводов-производителей, выпускающих некачественную кабельно-проводниковую продукцию, и потребителей, которые с целью наживы используют контрафакт, строительное сообщество приступило к внедрению современных информационных систем.

К разработке цифрового решения приступили специалисты Союза стройиндустрии Свердловской области. Новая система станет единой электронной площадкой строительной информации. На первом этапе в ней будут собраны данные о продукции строительного назначения. Второй этап предполагает подключение информации об услугах проектирования, строительства и эксплуатации.

Внедрение нового цифрового решения позволит сформировать единую информационную базу, в которой будут собраны данные по качественным стройматериалам с системой кодирования продукции.

В чем состоит польза такой электронной площадки для конечного пользователя?

  1. Строительные компании и проектные организации получают доступ к технической информации, собранной в цифровой системе с удобным интерфейсом. Все данные будут рассортированы на группы в зависимости от кода ОКПД, производителя, наименования товарной позиции, различных оценочных параметров.
  2. Функционал системы позволит заложить базу для информационной поддержки внедрения инновационных разработок и локализации импортных технологий в строительстве.

Ассоциация «Антиконтрафакт» делится знаниями

            Международная ассоциация «Антиконтрафакт» была организована в 2011 году. Инициаторами ее создания выступили Министерство внутренних дел РФ и Министерство промышленности и торговли РФ. Предложение получило поддержку Правительства РФ. Организация создавалась с целью привлечения внимания общественности к засилью контрафактной продукции на российском рынке.

            Ассоциация занимается проведением научных исследований и ставит перед собой амбициозные цели:

  • Охрана и активная деятельность по защите прав на интеллектуальную собственность;
  • Пресечение производства, хранения и реализации нелегальной продукции промышленного назначения;
  • Формирование имиджа государства;
  • Разработка справочных материалов и методических рекомендаций для различных организаций;
  • Оказание помощи в определении эффективных мер борьбы с контрафактом и фальсификатом;
  • Помощь в мониторинге ситуации на рынке;
  • Ежегодное проведение форума.

В настоящее время форум «Антиконтрафакт» является популярной площадкой мирового уровня. Здесь ведутся конструктивные диалоги, вырабатываются решения в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность и методы борьбы с распространением контрафактной и фальсифицированной продукции.

В дискуссии принимают участие представители участников рынка, органов государственной власти, науки, бизнеса и общественности. В 2013 году был запущен в работу одноименный информационно-аналитический портал.

21-22 декабря 2020 года в Минске прошел VIII Международный форум «Антиконтрафакт-2020» «Борьба с контрафактом – условие устойчивого развития экономик государств-членов ЕАЭС». На мероприятии присутствовали более 500 экспертов из 14 стран.

Форум проходил в очном и дистанционном форматах. Спикеры и представители разных предприятий делились полезной информацией с участниками встречи, обсуждали проблему засилья контрафакта на российском рынке и предлагали варианты решений насущных задач.

В ходе мероприятия представитель государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом» ознакомил участников форума с новым алгоритмом действий в сфере борьбы с контрафактной продукцией.

Механизм утвержден локальным нормативным актом Корпорации и реализуется на практике. Он обеспечивает системный подход в противодействии обороту контрафакта и фальсификата. Алгоритм уже доказал свою эффективность. По оценкам экспертов, положительный опыт может быть использован в работе других государственный предприятий и частных компаний.

Во время выступления представитель «Росатома» рассказал о реальных случаях выявления подделок при поставках продукции. Кроме того, был затронут ряд других важных вопросов:

  • Использование цифровых технологий для взаимодействия участников рынка, задействованных в цепочке поставок, с целью выявления подделок;
  • Необходимость привлечения правообладателей интеллектуальной собственности к более тесному сотрудничеству с покупателями продукции в случаях, когда нарушаются их права;
  • Автоматизация процесса управления несоответствиями, включая факты выявленного контрафакта;
  • Принципиальная позиция в вопросах недопустимости использования фальсифицированных и контрафактных товаров с проведением комплекса демонтажных работ на объекте при выявлении подделок на более поздних стадиях их эксплуатации;
  • Использование предприятиями и организациями отрасли наработанного опыта исковой работы по конфискации контрафакта с возмещением убытков и неустоек со стороны недобросовестных поставщиков.

В рамках осуществления своей деятельности Ассоциация совместно с оператором национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров ООО «ЦРТП», при поддержке Минпромторга России, в период с мая по сентябрь минувшего года провели серию обучающих семинаров на тему: «Маркировка и система прослеживаемости продукции — эффективный метод противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации».

Семинары неизменно вызывают большой интерес в профессиональной среде. С помощью информации, полученной в ходе занятий, участники мероприятий выполняют свою работу более эффективно. Они располагают набором действенных инструментов для пресечения нарушений в сфере оборота контрафактной продукции промышленного назначения.

Ассоциация «Антиконтрафакт» инициирует дальнейшее проведение обучающих семинаров. Они проходят в дистанционном режиме на безоплатной основе. В мероприятиях принимают участие опытные специалисты в сфере борьбы с оборотом нелегальной продукции промышленного назначения, представители Минпромторга РФ, эксперты в вопросах противостояния контрафакту, ведущие специалисты ООО «ЦРПТ» и представители правообладателей брендов.

В ходе этих мероприятий внимание уделяется рассмотрению следующих вопросов:

  • Оборот поддельной промышленной продукции. Какие риски он таит? Какие меры предпринимаются федеральными государственными органами с целью борьбы с подделками?
  • Информирование о Национальной системе маркировки «Честный знак». Какие задачи она перед собой ставит? В какие сроки и на каких этапах планируется их реализация? На каких категориях продукции для промышленного использования акцентируется более пристальное внимание? Каковы правила работы?
  • Как максимально эффективно организовать взаимодействие региональных правоохранительных и контролирующих органов?
  • Как отличить оригинальную продукцию от подделки? Какие методы и приемы можно использовать?

Очередной семинар на тему «Маркировка и система прослеживаемости продукции — эффективный метод противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации. Практические аспекты» был проведен 1 апреля 2021 года в режиме видеоконференции.

В ходе мероприятия были рассмотрены вопросы внедрения национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров. Участники встречи обсудили особенности функционирования специального приложения для государственных органов власти «Честный Знак. Гос» и детально изучили информацию о случаях нарушения правил маркирования продукции.

Встреча за круглым столом

В декабре 2020 года представители Федеральной службы по аккредитации и эксперты Национального института аккредитации Росаккредитации (НИАР) приняли участие в круглом столе, который был посвящен борьбе с нечистыми на руку игроками кабельного рынка России. Встреча состоялась в рамках VIII Международного форума «Антиконтрафакт – 2020». Мероприятие было организовано и проведено в дистанционном формате.

Участники отметили, что в 2020 году пандемия коронавируса внесла свои коррективы в привычный алгоритм работы разных отраслей и отразилась на всех сферах жизни. COVID-19 способствовал повсеместному переходу предприятий и организаций на удаленный режим работы. Их взаимодействие также велось дистанционно.

Новые вызовы потребовали новых решений. В частности, специалисты Федеральной службы Росаккредитации были вынуждены в ускоренном темпе развивать цифровые технологии: в рамках цифровизации стартовал переход к «умному» контролю, началось внедрение решения на базе искусственного интеллекта в процессе проверки работы аккредитованных лиц и при оформлении результатов тестирования КПП.

Ежегодно в федеральную государственную информационную систему Росаккредитации (ФГИС) поступает порядка 20 млн протоколов. Эксперты уверены, что внедрение и активное использование форматно-логистического контроля (ФЛК) позволит повысить доверие пользователей к данным реестров.

В то же время ожидается, что функционал сервиса автоматизированной проверки протоколов испытаний будет способствовать снижению вероятности предоставления неправдивой информации в вопросах обязательной оценки соответствия. Кроме того, сервис даст возможность минимизировать количество возможных ошибок и заведомо неправдивых документов.

По оценкам экспертов, развитие ФГИС невозможно реализовать без системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). По состоянию на декабрь 2020 г. такое взаимодействие было организовано с 15 федеральными органами исполнительной и 150 региональными органами власти.

Планируется, что к 2023 году государственная информационная система будет подключена к 13 видам данных. Доступ к большему количеству сведений федеральных органов исполнительной власти даст возможность осуществлять госконтроль с минимальным взаимодействием с аккредитованными лицами.

По итогам минувшего года внедрение новых цифровых решений позволило сократить расходы заявителей на 30%. В 2021 году сроки предоставления услуг будут снижаться.

Одним из основных направлений деятельности Национального института аккредитации Росаккредитации является информационно-техническая поддержка функционирования Службы. НИАР выступает в роли оператора ФГИС и выполняет функции центра компетенций цифровой трансформации национальной системы аккредитации.

На 2021 год запланировано создание и дальнейшее совершенствование сервисов, развитие подсистемы формирования электронных областей аккредитации, наполнение ФГИС Аккредитации информацией из других источников с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, будет увеличена скорость и надежность работы федеральной государственной информационной системы.

На протяжении 2020 и 2021 гг. при поддержке Росаккредитации и Национального института аккредитации Росаккредитации на территории 11 регионов Российской Федерации реализуется пилотный проект, предусматривающий экспертизу результатов исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Цель проекта – подготовка реализации на практике независимой экспертизы товаров и услуг в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов в виде оценки соответствия, которая выполняется органами инспекции.

В ходе работы над проектом специалисты разработали руководство, регламентирующее проведение проверки кабельно-проводниковой продукции. Кроме того, был разработан алгоритм взаимодействия заказчика и органа инспекции. Оценка риска поставки товара низкого качества проводится в соответствии с установленными критериями с присвоением баллов. С учетом установленной категории риска инспектор определяет объем необходимой проверки.

«Горячая линия»: удар по контрафакту

Насыщенность рынка фальсифицированной и контрафактной продукцией промышленного назначения возглавляет список ключевых проблем российской экономики. В 2020 году наметилась негативная динамика. По итогам 11 месяцев, за период с января по ноябрь, на территории РФ было выявлено 11,8 млн позиций нелегальных промышленных товаров, что почти в два раза больше, чем в 2019 году.

В секторе непродовольственных товаров объем рынка контрафактной продукции составляет 5,2 трлн руб. (4,5% от ВВП страны).

По данным Минпромторга России на рост нелегального оборота повлияли несколько факторов. Прежде всего это:

  • Пандемия коронавируса и введение локдауна;
  • Падение реальных доходов населения. По информации Росстата, в 2020 г. этот показатель опустился на 3% по сравнению с данными, зафиксированными годом ранее;
  • Переход покупателей в сферу онлайн-торговли;
  • Из-за пандемии COVID-19 и локдауна были приостановлены многие производства продукции промышленного назначения. В частности, это отразилось на секторе КПП. Но уже к лету количество строительных проектов возросло. Прежде всего речь идет об объектах медицинской сферы. После того как государство внесло коррективы в условия ипотеки, оживился рынок жилой недвижимости. Заводы по производству кабеля заработали с новой силой. Однако снижение потока инвестиций, замена одних проектов другими повлекло за собой увеличение объема поставок нелегальной продукции из стран Азии.

В рамках борьбы с реализацией нелегальных товаров Международная Ассоциация «Антиконтрафакт», заручившись поддержкой Экспертного Совета при Государственной Комиссии по противодействию незаконному обороту любой поддельной продукции, организовала работу одноимённой «горячей линии» с единым для всех регионов России номером. Ожидается, что это позволит решить ряд важных задач:

  • Защита прав потребителей и добросовестных участников рынка;
  • Содействие правоохранительным и контролирующим органам в борьбе с незаконным оборотом товаров промышленного и потребительского назначения;
  • Защита и отстаивание интересов правообладателей;
  • Защита интеллектуальной собственности.

С 15 января «горячая линия» заработала в тестовом режиме. Реализация первого этапа началась 15 февраля на территории восьми субъектов Российской Федерации. Запуск второго этапа запланирован на май. На третьем этапе, который стартует в сентябре 2021 года, «горячая линия» охватит все 85 регионов России.

Механизм нового инструмента для борьбы с контрафактом даст возможность в режиме реального времени мониторить ситуацию на рынке, контролировать наличие товаров, находящихся в незаконном обороте, оперативно анализировать собранные данные, передавать информацию в правоохранительные и контролирующие органы для проверки сообщений и решения вопроса.

Главным залогом успеха масштабного проекта может стать активная гражданская позиция и обратная связь с потребителем. «Горячая линия» способна стать мобилизующим, действенным инструментом, который объединяет усилия государства и общества в борьбе с подделками.

По оценкам аналитиков, объединение усилий общественности, госструктур и производителей, которые ведут белый бизнес и выступают за честную конкуренцию, уже в течение первого года работы «горячей линии» объем продаж нелегальной продукции по всей территории России может заметно сократиться.

Социально ответственные предприятия, ритейлеры и потребители заинтересованы в развитии цивилизованного рынка, основанного на принципах честной конкуренции. Поэтому крупные корпорации разделяют позицию Международной ассоциации «Антиконтрафакт» в вопросах борьбы с незаконным оборотом товаров и поддержали запуск единой «горячей линии».

Общественному контролю отводится важное место в плане мероприятий, направленных на борьбу с незаконным распространением продукции. Кроме того, активность общества поможет дать объективную оценку эффективности предпринятых мер.

В Министерстве промышленности и торговли РФ рассказали о стремлении сформировать нетерпимое отношение общества к обороту контрафактных и фальсифицированных товаров. Кроме того, подчеркивается важность привлечения потребителей к использованию специализированных мобильных приложений, предназначенных для определения оригинальности товаров, и сообщать о выявленных несоответствиях по «горячей линии».

Федеральные органы государственной власти России и профильные комиссии готовы оказать поддержку в реализации любых инициатив общественных организаций, которые могут принести пользу в вопросах противодействия распространению подделок.

В период 2017–2019 гг. в Госдуме принят ряд законодательных актов в сфере борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции в России. В них важное место отводится защите интеллектуальной собственности.

Однако некоторые эксперты выразили обеспокоенность тем, что законы не успевают за развитием цифровых технологий. С приходом «цифры» возможности недобросовестных участников рынка существенно расширились. Поэтому созрела острая необходимость в законах и правовых актах, которые опережают распространение цифровых технологий, а не догоняют.

Сегодня на рынке России сложилась непростая ситуация с незаконным оборотом промышленной продукции. Важно не дать ситуации усугубиться. В сфере противостояния контрафакту уже проделана большая работа: приняты законы, разработаны стратегии, реализуются проекты профильных ассоциаций и общественные инициативы, запущена единая федеральная горячая линия и др. По оценкам экспертов, только тесное взаимодействие государства, бизнеса и общества позволит своевременно отвечать на возникающие вызовы и будет способствовать сокращению количества контрафактных товаров.

Рубрика библиотеки: