Вы здесь

Оборудование Phoenix Contact для новосибирского «Горводоканала»

Оборудование Phoenix Contact для новосибирского «Горводоканала»
10.04.2020 - 15:57 - 1 1

Разветвленная канализационная сеть МУП г. Новосибирска «Горводоканал» протянулась на 1,5 тыс. километров, в том числе около 200 км коллекторов глубокого заложения (глубина до 25 м). Для сравнения, это половина пути до Москвы! Большинство трубопроводов было построено в эпоху возведения первых многоэтажных домов — «хрущевок» — в 50‑70‑е годы прошлого столетия. По оценкам специалистов, на сегодняшний день процент износа сетей дольно высок. Старение подземных коммуникаций, повреждение их газовой коррозией, пожалуй, одна из главных угроз экологической безопасности города. Основываясь на жестких требованиях действующего законодательства, направленных на сохранение экологической безопасности человека, Новосибирский «Горводоканал» в должной степени ориентируется на поддержание стабильной экологической обстановки в городе и прилегающих территориях. Благодаря этому в Новосибирске показатели качества воды одни из лучших в России!

На таком ответственном предприятии, от непрерывной и качественной работы которого зависит жизнь горожан, при модернизации применяется современное электротехническое оборудование и оборудование промышленной автоматизации. И выбор специалистов падает только на лучшее оборудование в этой области. Одним из поставщиков МУП стала компания «Феникс Контакт РУС».

Phoenix Contact GmbH & Co. KG — мировой лидер и новатор в области электротехники и устройств автоматизации. На счету ее единственного авторизованного представителя на территории РФ — компании «Феникс Контакт РУС» — сотни поставок оборудования на значимые объекты промышленности, транспортной инфраструктуры, энергетики и ЖКХ. Но для построения надежных деловых отношений недостаточно просто поставить требуемые контроллеры или блоки питания. Для этого также требуется постоянная коммуникация и интерес к делу клиента, и именно тогда удается создавать решения для будущего.

Как раз в рамках такого «поддерживающего» общения для специалистов филиала «Феникс Контакт РУС» в городе Новосибирске организовали поездку на объекты МУП «Горводоканал», где уже несколько лет успешно работает оборудование компании. Демонстрацию достижений в области промышленной автоматизации на объектах городской системы водоотведения провел начальник службы автоматизации МУП «Горводоканал» Дмитрий Показаньев.

Проекты «Феникс Контакт РУС»

Конечно же, это далеко не первый проект для водохозяйственных предприятий, участие в котором приняла компания «Феникс Контакт РУС». В системе автоматического управления оборудованием КНС поселка городского типа Линево Новосибирской области были также использованы компоненты Phoenix Contact. Система обеспечила повышение надежности и безопасности эксплуатации за счет исключения гидравлических ударов и несанкционированных действий операторов, увеличение ресурса существующего оборудования и экономичности работы насосной установки за счет смягчения режимов пуска и работы двигателей насосов путем внедрения преобразовательной и микропроцессорной техники. Подобная автоматика реализована и на объектах горводоканала г. Искитима.

Перед эксплуатирующими организациями систем водоснабжения сегодня стоят новые задачи, обусловленные изменением отношения к качеству, новыми технологиями, требованиями устойчивого развития, повышения безопасности и бесперебойной эксплуатации. Phoenix Contact — надежный партнер в области систем водоснабжения и канализации.

Надежность для КНС Новосибирска

В Новосибирске первым пунктом назначения стала одна из 68 канализационных насосных станций города. Современное здание, серьезная система безопасности и всего один постоянный работник на смене.

«Эта насосная станция перекачивает городские стоки к очистным сооружениям канализации. На ней установлены пять насосных агрегатов. Насосная станция работает полностью в автоматическом режиме. АСУ ТП включает подсистемы управления главными насосными агрегатами, дренажными насосами, контроля электроснабжения станции, управления системой вентиляции, контроля загазованности, пожарной и охранной сигнализацией. Полностью регулируется этот процесс с помощью контроллеров ILC 131 ETH, произведенных компанией Phoenix Contact. Для повышения надежности применена схема «один насос — один контроллер». Для обеспечения режимов функционирования станции установлен еще один, управляющий, контроллер. «Так как станция должна быть высоконадежной, мы с системным интегратором ООО ПО «Орион­АКВА», который работал над проектом и осуществлял ввод системы в эксплуатацию, выбрали именно это оборудование», — рассказал Дмитрий Сергеевич Показаньев, открыв шкаф и указывая на соответствующие компоненты.

На станции функционирует трех-уровневая система. Первый уровень — это непосредственно система прямого цифрового управления с модулями ввода­вывода, контроллерами, датчиками. Второй — для оперативного персонала станции. Он наблюдает за ее состоянием, электроснабжением, видит уровень воды в резервуарах, может отследить возможные сбои. И третий — уровень диспетчерской (корпоративная система диспетчерского управления предприятия). Запущена станция в такой комплектации была около двух лет назад.

«В данном проекте мы выступили как производители и поставщики оборудования, однако помогали проектировщикам в его настройке, давали рекомендации по установке, доналадке. Техническое обслуживание этим контроллерам не требуется», — прокомментировал Александр Осьминко, ведущий инженер по продажам в Сибири и на Дальнем Востоке отдела стратегического маркетинга департамента по продажам и маркетингу компании «Феникс Контакт РУС».

Он же пояснил, что модульный компактный контроллер ILC 131 ETH для системы ввода­вывода Inline является центральным звеном Easy Automation. Серия ILC 1X1 отличается наличием поддержки протоколов на базе Ethernet Modbus / TCP и PROFINET. Программирование на нем выполняется при помощи PCWorx Express или PCWorx (МЭК 61131­3).

Сейчас насосных станций, оборудованных аналогично, в городе 53. Раньше, в зависимости от производительности станции, они предполагали до пяти человек дежурного персонала: начальник станции, механик, электрик, машинист насосного оборудования и оператор решеток. Сейчас информация о необходимости технического обслуживания поступает на диспетчерский пункт цеха КНС, а система автоматически осуществляет переход на резервное оборудование. В случае неисправности систем автоматизации обслуживание осуществляет подрядная организация по договору технического сопровождения.

Промышленные источники бесперебойного питания с IQ-технологией

Однако при сборке и монтаже сложных систем автоматизации иногда все же остаются «слабые места». Так, в случае отсутствия внешнего резервированного питания с нужным качеством неисправность блока питания гораздо менее вероятна, чем отключение единственной линии питания шкафа автоматики. В таком случае принимают решение о локальном бесперебойном питании, в том числе и в дополнение к конфигурации с резервированием питания, если есть вероятность того, что важные данные будут потеряны или сбой питания может привести к существенному нарушению технологического процесса или даже риску негативного воздействия на человека.

К сожалению, срок службы аккумулятора может быть намного меньше срока службы остальных компонентов UPS, и своевременная замена батареи — гарантия стабильной работы системы. Опыт показывает, что многие UPS не подходят для серьезных задач, потому что неизвестный элемент во всех решениях — аккумуляторные батареи. Обычные системы бесперебойного питания зачастую не могут ответить на некоторые вопросы: Является ли на самом деле аккумулятор полностью заряженным? Как долго может работать система при сбое внешнего питания? Является ли аккумулятор уже слишком старым для длительной работы UPS? Возможно, он эксплуатировался при высокой или, наоборот, низкой температуре окружающей среды? Как долго аккумулятор был разряжен? Может ли он по-прежнему поставлять достаточное количество энергии на необходимое время, ведь в результате процессов старения возможно, что батарея может поставлять ток нагрузки в течение 5 минут вместо 20 минут.

К счастью, UPS­IQ технология, разработанная компанией Phoenix Contact, обеспечивает систему информацией о состоянии заряда и ожидаемом сроке службы аккумулятора. Интеллектуальный ИБП QUINT UPS­IQ определяет все необходимые параметры батареи и обеспечивает режим работы системы бесперебойного питания, необходимый для оптимального использования аккумулятора. Интеллектуальное управление батареями позволяет избежать внезапного отключения UPS и преждевременного отказа системы автоматизации. Так как оставшийся срок службы батареи известен, то обслуживание системы бесперебойного питания может быть заранее запланировано, и это позволяет избежать непредвиденных затрат, связанных с работой по замене батареи или с отказом системы.

Такую технологию применили и на объектах «Горводоканала», которые, как известно, разбросаны по большой территории, и добираться между ними в любую погоду, по пробкам — весьма дорогостоящие наряды. А увеличивать количество аварийных автомобилей и бригад тоже совсем не выгодно! Службы «Горводоканала» вообще стараются минимизировать количество выездов, особенно незапланированных. Проще и спокойнее просто знать, будет ли батарея продолжать надежно работать еще в течение двух лет или, например, только двух месяцев, так как заказ оборудования и установка его на объект — процесс довольно сложный и не сиюсекундный.

Меньше ручного труда

Вообще, сокращение ручного труда и, как следствие, практически полное исключение «человеческого фактора» — основное достоинство модернизации. Об этом снова заходит речь, пока мы перемещаемся до следующего пункта назначения — городской насосной фильтровальной станции. На сегодняшний день она способна производить до 500 000 кубометров чистой питьевой воды в день. Для справки можно сказать, что производительности станции, при необходимости, хватит всему Новосибирску, хоть станция эта, конечно же, не единственная в городе.

И вот на столь важном объекте городской инфраструктуры теперь открытием и закрытием запорной арматуры на скорых фильтрах «руководят» бесконтактные пускатели CONTACTRON производства Phoenix Contact.

 «До внедрения системы АСУ ТП на блоке фильтров с использованием CONTACTRON в технологическом процессе фильтрации требовалось постоянное присутствие оператора, который практически метался по огромному залу, управляя режимами работы фильтров, а в момент регенерации фильтра требовалось участие трех человек для устранения возможных сбоев. Сейчас управление фильтром осуществляется в автоматическом режиме, параметры работы задаются технологом станции, контроль осуществляется с автоматизированного рабочего места диспетчера цеха. При регенерации фильтра в качестве наблюдающего в зале присутствует один человек. Точность управления фильтром, характеризующаяся разницей в уровнях воды, не превышает одного сантиметра. Кроме того, система автоматизации помогла привести эксплуатацию запорной арматуры в соответствие с регламентом, выявить недочеты в работе арматуры, мы все их последовательно исправили, и теперь все работает как часы», — отметил Дмитрий Показаньев.

В рамках экскурсии по станции он продемонстрировал диспетчерский пункт насосно­фильтровальной станции, где отражается работа всех систем водоподготовки, хлораторной, насосных станций, откуда чистая вода поступает в город, и, конечно же, зал блока фильтров. Именно там в шкафах управления установлены CONTACTRON. По 16 штук на каждый блок водоподготовки, больше похожий на группу небольших, но очень глубоких бассейнов. В каждом из них работают четыре фильтра, к каждому из которых относятся подающая, промывная, фильтратная и канализационная задвижки. Отсюда и количество пускателей.

 «Автоматизацию фильтровальной станции мы начали с блока фильтров. Круглосуточно идет автоматический процесс фильтрации, прерываясь по команде диспетчера на регенерацию. Таким образом обеспечивается принцип «безударности» работы фильтра, постоянная скорость фильтрации воды, равномерность нагрузки на сооружения. Процесс управления фильтрами — это процесс оптимального управления четырьмя задвижками, основанный на анализе датчиков, установленных в фильтр, расхода, перепада воды, уровня, мутности воды. Ими и управляют CONTACTRON, — открывая небольшой шкаф управления, говорит начальник службы автоматизации МУП «Горводоканал». — Кстати, почему, как вы думаете, здесь столько места в зале? Не просто так же… Раньше здесь все было заставлено высоченными шкафами! А сейчас вот все необходимое оборудование для блока фильтрации умещается в три небольших шкафа. Это стало возможным благодаря применению на нашем предприятии современных подходов по внедрению систем промышленной автоматизации технологических процессов и сотрудничеству с местным интегратором систем автоматизации ООО ПО «Орион­АКВА».

Тот факт, что выбор системного интегратора и в этом случае пал именно на оборудование «Феникс Контакт», очевиден — безопасные гибридные пускатели двигателя CONTACTRON способны обеспечить действительно интеллектуальное управление двигателями. Они выполняют до четырех функций: пуск двигателя, реверсирование, защищают двигатель от перегрузки и при необходимости обеспечивают аварийную остановку. Наряду со стандартными устройствами для параллельной разводки в наличии имеются варианты для подсоединения в сеть. Их можно также интегрировать в среду полевой шины.

А новая серия продукции CONTACTRON PRO отличается простой интеграцией в системы безопасности и возможностью модульного расширения.

«Мы знаем, в чем ваша компания сильна! — подытожил встречу Дмитрий Сергеевич Показаньев. – И так как бюджет МУП города Новосибирска «Горводоканал» ложится на плечи горожан — приходится использовать максимально эффективное оборудование по показателю «цена — качество»! Поэтому мы применяем оборудование PHOENIX CONTACT. И внимательно смотрим за развитием его производства в России — такое оборудование городским службам интересно!»

Оригинал статьи с изображениями Вы можете скачать по ссылке.